“Адреналиновое хобби”

По традиции тишину последнего сентябрьского уик-энда городской площади нарушали юные картингисты. Чей карт быстрее, проверяли на «Золотой осени» — открытых областных соревнованиях, посвященных памяти первого тренера Виктора Пузанова.
Тренировочные заезды, квалификация (определение по контрольному времени мест спортсменов на старте) и собственно соревнования. С утра и до самого вечера за победу боролись шестьдесят картингистов из девяти городов. География «Золотой осени» не ограничилась одними белорусами: приехали и смоленские гости.


Первое место в командном зачете лепельская команда не уступила никому. Кубки и медали за второе место получили оршанские спортсмены, а награды третьего достались докшицким.
Выступали по классам. В «Малыше» соревновались самые юные — шести — восьми лет. Хотя возраст не единственный фактор при распределении картингистов по классам. К примеру, в классе «Ракета» и «Пилот» участвовали одногодки. А вот количество средств, требуемое на обслуживание их картов, было разное: на одном — резина более дешевая, на другом — соревноваться престижнее…
По правилам в одном классе могли участвовать не больше двух человек от команды. Первым в классе «Кадет» приехал лепельчанин Вадим Махотин, третьим — Денис Пацейко. И это не случайно. Ребята не первый год занимаются в кружке «Картинг» при Лепельском районном центре детей и молодежи. Новички объединения пробовали силы в личном зачете. Свое мастерство в классе «Национал» показал и их тренер Сергей Лыморев, который не понаслышке знаком с Виктором Пузановым — человеком, в чью память проходили состязания картингистов.
На его занятия Сергей Алексеевич в одиннадцать лет пришел с друзьями. Вспоминает, что Виктор Николаевич действительно болел за свое дело. В свою практику перенес это и Сергей Алексеевич. К примеру, теперь в Лепеле нет площадки, где можно тренироваться. Используемый раньше для этих целей старый аэродром захламлен мусором. Он дважды за сезон вывозит детей на минский картодром. За два часа непрерывной езды родителям приходится заплатить по семьдесят тысяч рублей. Не пропускают лепельские картингисты учебно-тренировочные сборы перед каждым этапом республиканских соревнований. Однако выступать на родной земле приходится чаще всего без подготовки.
«Золотая осень» — одно из последних соревнований сезона, начатого для картингистов еще в конце апреля. До этого были четыре этапа чемпионата и первенства Республики Беларусь, во втором из них Александр Пашкевич занял третье место. Лучшие результаты показал этот лепельский воспитанник и на X спартакиаде учащихся по техническим видам спорта «ТехноСпорт» в Гомеле. В октябре у ребят «Закрытие сезона» — республиканские соревнования в Минске, проводимые республиканско-юношеской спортивной школой ДОСААФ. Сезон закроют, но до следующего апреля у картингистов найдется, чем заняться: к примеру, приводить в порядок свои карты. Взяться за их капитальный ремонт времени хватает только в межсезонье.
Здесь за скорость не штрафуют
Считается, что картинг придумали военные лётчики США после Второй мировой войны. Они устраивали гонки по лётному полю на маленьких машинках, сделанных из подручных материалов. Первым же несложный карт на одной из автогонок в 1956 году широкой публике представил Арт Инглс, механик фирмы, которая выпускает гоночные автомобили. А в 1960 году хобби узкого круга признали видом автоспорта.
Благодаря простому устройству карта интерес возрос к нему быстро. Автолюбители начали собирать карты в своих гаражах из доступных деталей. Колеса от мотороллеров, вертолетов, даже усиленные велосипедные, стеклопластик для детских шлемов — в ход шло все. Уже к моменту распада СССР около 130 тысяч человек занималось картингом в секциях при школах, дворцах пионеров и станциях юных техников.
Карт собственного производства можно сделать и сегодня. Только обойдется это недешево — дорогие комплектующие. «Мы экспериментировали, — говорит Сергей Алексеевич, — но проще купить бывший в чьем-то пользовании. Тем более, что такой найти проблемы нет: предложений в интернете много. Ребенок вырастает — родители старый карт продают и покупают новый. Происходит такой обмен картами по республике». Желающие, конечно, могут приобрести и новый. В среднем детский карт обойдется около двух тысяч евро. Взрослые есть и за 48 тысяч евро.
Несмотря на то, что карты с виду машины миниатюрные, весовые ограничения для водителей действуют только в большую сторону. Тяжелее 160 килограммов вместе с машиной взрослый картингист может быть, а вот легче никак. Если веса не хватает, то машину утяжеляют принудительно. Так уравниваются шансы всех. В среднем машина весит 70 — 80 килограммов. Чем дороже она стоит и позже выпущена, тем легче. Для их производства сегодня используют металлы, применяемые в авиационной промышленности — к примеру, титан, магний. Такую машину получил лепельский ДОСААФ, после того как лепельчанин Денис Леоненко стал чемпионом Беларуси по картингу. На этом карте выступает сейчас Вадим Махотин, на «Золотой осени» первым финишировал.
Не возразишь, картинг — затратный вид спорта, но такое «адреналиновое» хобби многому учит детей. Дрель, болгарка, сварка — ученики Сергея Алексеевича уже умеют работать с этими инструментами. Да и на права такие ребята сдают легко: никаких проблем с вождением. Пока же «гоняют» без прав: в зависимости от трассы карты уже двенадцатилетних подростков могут развивать скорость до 100 километров в час. Некоторые картингисты, повзрослев, переходят в другие виды автоспорта. К примеру, с картов начинал Сергей Леоненко. Теперь постоянный участник соревнований по джип-триалу. Да и пользы больше от реальной трассы, чем от компьютерной, на которой сегодня предпочитают соревноваться большинство мальчишек.
Екатерина ОСОВСКАЯ.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.