Полеты на “крокодиле”

Далеко не каждому доводится выйти на пенсию в двадцать девять лет, как Андрею Шарову из Лепеля. Правда, жил он здесь не всегда. Его малая родина навряд ли кому известна — деревня Яринское Калининской области, которая стала в девяностых годах Тверской.
Будучи сыном летчика, детство прошло на чемоданах. В одной только Германии сменил пять школ. Потом отца перевели в Заслоново. Сын после окончания школы решил пойти по стопам родителя, ведь у того сложилась интересная профессиональная жизнь — не раз справлялся с различными внештатными ситуациями на борту, спасая себя и других членов экипажа, облетел многие точки тогдашней необъятной родины, в восемьдесят седьмом служил в Афганистане.

Андрей поступил в Сызраньское военное авиационное училище. Почему именно туда? Утверждает, что оно считалось лучшим. В советский период лётная подготовка курсантов велась в трёх учебных вертолётных полках, базировавшихся на аэродромах Сызрань — вертолёты Ми-24, Пугачёв — вертолёты Ми-8, Ми-24, которые существуют и поныне, Безенчук — вертолёты Ми-2, Ми-8, расформированном в 2003 году. Мой собеседник хорошо знаком с каждым из перечисленных видов воздушной техники. Слушая его, понимаешь: чтобы управлять «железной стрекозой», надо иметь твердые знания, быструю реакцию и самообладание. Если на автодром ученики выходят примерно после месяца теории, то на летную площадку — после года.
— Был случай, когда курсант на тренировке «Висение в квадрате» не справился с управлением и опрокинул борт на бок. Лопасти разлетелись в разные стороны, — вспоминает Андрей.
Да и он оказывался в весьма неприятных ситуациях, правильнее — смертельно опасных. На боевом вертолете Ми-24, в своих кругах его называют «горбатый» или же «крокодил», выполнял задание «полет под шторкой», что означает полет вслепую — исключительно по приборам. Вдруг на высоте четыреста метров отказывает «движок» и резко снижаются обороты несущего винта — начинается стремительное падение. В вертолете два двигателя как раз на подобные случаи. Тонкость в том, что надо очень быстро увеличить мощность неповрежденного. За семь — десять секунд небесная махина свалилась до 150 метров, а растеряйся Андрей и был бы «полный рот земли».
По ходу беседы узнала много любопытных нюансов. Например, у вертолетчиков корабельные законы — командир экипажа в случае крушения покидает борт последним. Катапульты нет, зато есть пиропатрон, который отстреливает дверь для аварийного сброса. Лопасти винта двигаются горизонтально и вертикально, а сама несущая конструкция находится под небольшим углом. При взлете несущий винт крутится по часовой стрелке, а рулевой, что на хвосте, удерживает вертолет от разворота влево.
— Вертолет — очень удобный транспорт, на нем можно лететь даже задом наперед, садить на небольшой площадке и на внешней подвеске транспортировать габаритные грузы, — отмечает плюсы летчик.
К минусам относится высокий шум, меньшая по сравнению с самолетом скорость, а также некоторые специфические особенности полета и связанные с ними опасности.
По окончании училища в звании лейтенанта был направлен в Ленинградский военный округ. Выходил на боевые дежурства в качества второго пилота. Экипаж состоял из первого пилота, он же командир, второго и бортинженера. По тревоге моментально поднимались в небо, часто приходилось летать вдоль Финского залива:
— Как только с той стороны залива замечалось какое-нибудь воздушное средство, хоть и не нарушающее границу — мы тоже взлетали, часто наблюдали компактный вертолет, напоминающий наш МИ-2, который собирал молоко по тамошним деревням.
Андрей рассказывает, что ребята из их части, служившие в поисково-спасательной службе, на вертолете К-27 (морской вертолет) участвовали в съемке фильма «Особенности национальной рыбалки». А он лично, для другого фильма, транспортировал огромный вековой дуб, и это было несколько экстремально — порой тот корнями цеплялся за ветки деревьев.
Самые опасные погодные условия для вертолета — мокрый снег, который, попадая в турбины, блокирует работу важных систем. Из-за него часто приходилось отсиживаться на земле, что печалило летчиков. Однако памятных вылетов хватило. Как-то на девятое мая пришлось спасать от затопления жителей деревень в районе Нарьян-Мара. Экипаж летел два с половиной часа над тундрой — ни души. Удивительное зрелище, поэтому надолго запомнилась встретившаяся на пути одинокая сова. Поселили летчиков в гостиницу «Ясавэй», что в переводе с ненецкого означает «оленевод впереди идущий». А от затопления спасали бомбежкой льда на реке Печора. Именно толстые ледяные пласты мешали проходимости воды, и та разливалась по околицам.
Из заснеженного Санкт-Петербурга в 1992 году занесло на три месяца в солнечную Африку. Не на вертолете, конечно, он туда добирался, но по прибытии сразу сел за штурвал. Необходимо было помочь в обеспечении выборов в Анголе. Доставлял продукты, избирательные урны в населенные пункты, перевозил жителей и многое другое. Вспоминает, как смотрели местные на вертолет и летчиков — словно на инопланетян. Очень радовались и часто произносили «amigo», что означает «друг».
— Удивила ситуация, когда женщины тащили на голове огромные тюки, а мужчины и не думали помочь — не принято.
Сравнивая между жарой и холодом, отметил, что приятнее летать в теплое время — открыл «форточку» и словно под вентилятором.
Следующим этапом в службе стал Дальний Восток, там вырос до старшего летчика звена. Чтобы выйти на пенсию в столь раннем возрасте, необходимо было налетать не менее 50 часов в год.
— Бывало и по сто пятьдесят, — вспоминает перевыполнение Андрей.
В 1996 году уволился в звании капитана. В 2001 вернулся на Лепельщину. Открыл небольшой ларек, где и торгует поныне.
На День города смотрел в небо с ностальгией. Там летал до боли знакомый аппарат, с которым он, надеюсь, еще сможет встретиться поближе.
Евгения ЛЯХ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.