Ради спасения человека

157Сдать кровь, чтобы спасти другого человека, безусловно, почетное и благородное дело. Какая нынче ситуация с донорством, решили узнать, побеседовав с заведующей отделением переливания крови УЗ «Лепельская центральная районная больница» Еленой Голубицкой.

В советское время доноров искали и иногда приводили, что называется, за руку. Отметим, процедура была безвозмездной.

За последние два года наблюдается повышение интереса к ней со стороны граждан. Не исключено, что связано это с многократным увеличением выплаты за сдаваемую кровь. В районе насчитывается около 410 доноров, сто семьдесят восемь из них — почетные. Ежегодный план отделения — 500 литров цельной крови. Он выполняется полностью. В центре переливания имеется два вида донорства. Первый — сдача цельной крови, второй — плазмы. Чем они различаются? Из 410 доноров плазму сдают только тридцать три человека. Объясняется это более сложным процессом. Если сдача цельной крови по времени занимает около десяти минут, то плазмы — около трех часов. Кровь пропускают через центрифугу-сепаратор. Внешне плазма представляет собой желтоватую жидкость.

 Чтобы получить статус почетного, придется всерьез потрудиться — сдать сорок раз цельную кровь и 80 раз плазму. Но даже просто донором стать отнюдь нелегко. Первым делом Елена Васильевна оценивает облик претендента. Если он неряшливо выглядит, имеются татуировки или пирсинги — сразу отсев. Когда неопрятный человек получает отказ — понятно, но, казалось бы, пирсинг с татуировкой причем? Логика здесь такая: некоторые болезни проявляются у человека спустя время. Если вышеуказанные украшения делались нестерильными предметами в таких же условиях, то их обладатель представляет потенциальную угрозу. Зачем рисковать? Еще один фильтр — служебная база данных, так называемый «черный список». Естественно, имя претендента по ней высветиться не должно, в противном случае — отказ. Эта база и подобные в других городах не имеют пока общереспубликанского доступа, что объясняет требование местной прописки. Не подойдут вегетарианцы и постоянно сидящие на диетах. Рацион донора должен быть богатым и здоровым: мясо, особенно телятина, говядина, фрукты, овощи — обязательно.  Пройдя первые ступени, придется заполнить анкету, включающую в себя более пятидесяти вопросов. Затем анкетируемого запишут в так называемый лист ожидания. В случае потребности именно его группы крови позвонят и предупредят о необходимости воздержания от алкоголя в течение двух дней перед сдачей. Существуют и возрастные ограничения. Допускаются мужчины от 18 до 60 лет и женщины от 18 до 55 лет. Требуются результаты флюорографии, от прекрасного пола вдобавок результат осмотра гинеколога. Важен и показатель гемоглобина. У женщин — не менее 130 г/л, у мужчин — 135 г/л. Помешают сдать кровь высокое давление и температура.

*   *   *

 Елена Васильевна ведет в служебные помещения, где хранятся продукты донорства. В одном из них несколько холодильников, на вид самых обычных и часто встречаемых в обиходе лепельчан. А вот содержимое у неподготовленного человека может вызвать неопределенные ощущения. На решетках развешены пакеты с красной эритроцитарной масcой. В других находятся замороженные упаковки желтого цвета, напоминающие сливочное масло. Два холодильника с пометкой «-» и два с «+», означающие отрицательный и положительный резус фактор. Любопытно, что эритроцитарная масса проходит проверку на вирусные инфекции единожды, а плазма — трижды. Связано это со сроком хранения. У R-массы она составляет не больше 32 дней, а плазма хранится и год, и два. Из последней часто делают такое дорогостоящее медицинское средство как альбумин. Один литр этой жидкости стоит в районе пятнадцати миллионов.

 На станции отведена комната для отдыха. В ней пришедшие доноры ждут своего часа или набираются сил уже после процедуры. Сдают все ровно по 475 миллилитров крови. Раньше у первосдатчика могли взять меньшее количество, к примеру, 200 миллилитров. С чем это связано? Все просто: гемаконы (специальные пластиковые мешки с консервантом) выпускаются сейчас одного стандартного размера. И, наконец, вопрос, интересующий многих людей, далеких от медицины: как определяется группа крови? Оказалось, даже без микроскопа — с помощью специальных заводских растворов. Они разного цвета, по реакции с капелькой крови сведущим становится все понятно.

 Всего на станции работает четыре человека. Среди них — операционная медицинская сестра, фельдшер-лаборант, санитарка и моя собеседница, которая, конечно, заслуживает отдельного внимания. Институт Елена Васильевна закончила сорок лет назад. По образованию она хирург, но ее всегда больше привлекали лаборатории. Практиковала в Лиде, Борисове, Улан-Баторе. Переезды были связаны с работой мужа — военного врача терапевта. В Лепеле — 28 лет. Сначала возглавляла клиническую лабораторию, а выйдя на пенсию — отделения переливания крови. Оба сына закончили Лепельскую СШ №3 с золотой медалью. Сергей пошел по стопам родителей и ныне главный детский хирург в УЗ «Брестская областная детская больница». Павел работает программистом в крупной компании в Москве.

 Удовольствие общаться, когда собеседник сочетает в себе опытного специалиста, способного все разложить по полочкам, и просто приятного человека. Вот почему уйти без комплимента в адрес интервьюируемой было бы просто неправильно.

Т. БУНЕЕВА.

 На снимке: Елена Голубицкая держит в руках замороженную плазму крови.

Фото автора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.