Большой экран городского масштаба

Для жителей большого города сходить вечером в кино — развлечение рядовое. Не сказать, чтобы лепельчане такой возможности были лишены полностью: есть у нас и видеозал на 25 мест, и экран немногим более четырех метров шириной. Идеальными условия не назовешь: своего кинотеатра или хотя бы большого кинозала нет. И когда некоторые люди уже смотрят фильмы в 3D формате дома, то для нас это невозможно даже в месте общественного просмотра.

Когда новинки успевают состариться

 Пока Минск смотрит вторую часть «Неудержимых» с Жан-Клодом Ван Даммом и Сильвестром Сталонне в главных ролях, в нашем видеозале показывают молодежную комедию «Проект Х: Дорвались». Ее мировая премьера состоялась в начале марта. К слову, на экраны столичных кинотеатров этот фильм так и не попал. Зато вот на дисках вышел в конце июня. Со столичной премьеры фантастического боевика «Напролом» минуло три месяца, а для лепельского видеозала это часть августовского показа. Почему новинки успевают состариться, пока доходят до Лепеля?

 — Система простая, — объясняет Валерий Карабань, директор КУКПК «Лепельская райкиновидеосеть». — Выходит фильм в прокат на лицензионном диске обычно на неделю позже, чем премьеры минских кинотеатров. Потом мы посылаем документы на официальную регистрацию, получаем право на показ. На это уходит еще около недели. И если есть деньги за все процедуры заплатить, то киноновинки появляются у нас довольно быстро.

 Правда, денег хватает не всегда. Один лицензионный диск стоит порядка 50 тысяч рублей, около десяти тысяч надо отдать за регистрацию. С такой арифметикой новинку не удается оправдать даже полной кассой одного кинопоказа. Две тысячи рублей — цена билета. За детские билеты берут в два раза меньше. Причем, некоторые родители, когда райкиновидеосеть показывает мульт­фильмы в детских садах, не готовы платить и эти деньги. Поэтому и успевает «Мадагаскар» состариться, пока дойдет до Лепеля.

 Дешевле обходятся новые документальные фильмы, закупленные или взятые напрокат в Витебске: под десять процентов от вырученной суммы за показ. Основная аудитория этого кино — школьники. К примеру, к 130-летию со дня рождения Я. Коласа и Я. Купалы закуплены две кинохроники об их жизни. Не одно поколение посмотрело «Войну и мир» в школьном актовом зале. Есть фильмы и ролики о здоровом образе жизни.

 — Если молодого человека не заставить посмотреть такой научно-популярный или документальный фильм, то сам он вряд ли это сделает, даже если кино будет в широком доступе, — считает Валерий Владимирович. — Тем самым мы доносим ту информацию, которую никто без нас не донесет. Так сохраняем свою структуру. Ездим по школам, детским садам, собираем аудиторию лагерей. Работаем, к примеру, в тандеме с сотрудниками ГАИ: мы показываем ролики о правилах дорожного движения, они выступают перед детьми.

Кино на колесах

 В далеком прошлом по клубам кинопередвижки возили на лошадях. Времена меняются — меняются и средства передвижения. Раз в неделю приезжает «кино» в Горки, Полсвиж и Стаи. Другим агрогородкам повезло больше: в Боброво, Черейщине, Камени, Лядно, Слободе есть свои стационарные киноустановки. Здесь показывают кино трижды в неделю. В остальных деревнях, в которых есть школы — раз в месяц во время учебы. По вторникам кино смотрят отдыхающие Лепельского военного санатория. На зависть городским жителям здесь не только самый большой экран, десятиметровый, но и фильмы с претензий на высокое кино: к примеру, «Перл-Харбор», «Высоцкий. Спасибо, что живой». Городская аудитория предпочитает более массовое кино: такие вкусы современной молодежи, которая приходит на сеансы в местный видеозал на улице Лобанка.

 — Молодежь от 18 до 22 лет — вот кто преимущественно смотрит здесь фильмы, — рассказывает Валерий Владимирович. — Приходят компаниями, а если заявленное в афише кино не нравится, можем пойти на уступки и сменить репертуар. Не удается уместить желающих в один сеанс — организовываем второй, вечерний.

 Конечно, такого аншлага в местных клубах, каким пользовалось в свое время советское кино, ждать не приходится. Тогда и фильм не показывали по телевидению до того момента, пока он не собирал определенную кассу, оправдав свой выход. И киноустановок в районе было двадцать. Сегодня все новинки — в интернете. Вопрос времени: как быстро они там появляются? Удивить зрителя можно только качеством или особым подбором репертуара. О репертуаре речь уже шла.

А качество как?

 Фильмы голливудской картинки, максимально приближенной к естественным цветам, позволяет смотреть видеопроектор, купленный в прошлом году. Три видеопередвижки дают возможность показывать кино в отдаленных деревнях Лепеля, в агрогородках.

 В фойе висят не новомодные афиши, а портрет Чапаева во всю стену. Ничего не скажешь, история. А если вспомнить, что именно эту картину Сталин пересматривал 30 раз и считал лучшим фильмом советской кинематографии, то такой факт становится и символичным. И если присутствие Чапаева еще оправдать можно, то вот афишу а-ля советского времени поменять было бы не лишним. Только обойдется она немало: от полумиллиона до трех миллионов рублей. Не может позволить себе райкиновидеосеть при 10 процентах самоокупаемости такую роскошь. Увеличить стоимость билета, чтобы оправдать полностью затраты, тоже не получится.

 — Во время моей молодости билет на кино стоил 30 копеек, — вспоминает Валерий. — На них тогда можно было купить две буханки хлеба. Если перевести на сегодня, то теперешний зритель должен платить около 12 тысяч рублей. Однако, чтобы повысить цену, надо предоставить и соответствующие условия.

 Надежды на то, что такие условия появятся, есть. Как и то, что лепельчане будут смотреть фильмы в 3D формате. Если в 2015 году будут выделены запланированные средства на покупку 3D-установок, лепельчане ежедневно смогут смотреть фильмы в объемном формате на большом экране зрительного зала РДК. Для всей установки понадобится не более года. И кино вернется в РДК. Там, кстати, оно и было до ремонта здания, пока не сняли большой экран. Летом лепельчане смотрели кино в неотапливаемом зеленом домике в центральном парке, а зимой — в Доме культуры. С 1986 года кино переехало в малый видеозал на Лобанка.

 Полный комплект одной 3D-установки стоит около ста миллионов рублей. Одной стационарной установки будет мало: нужна еще передвижная, чтобы удивлять новациями и сельчан. В идеале, делает подсчеты Валерий, надо около миллиарда рублей, чтобы обеспечить город и все агрогородки цифровой аппаратурой.

 — Проблема нашего сектора кино — это база, — говорит Тамара Бароха, начальник отдела культуры райисполкома. — Будет база — будет и зарабатывание денег. Пока же отправляемся в Витебск, Минск, чтобы посмотреть красивое кино. В Лепеле такого, к сожалению, нет. От хорошего кино совершенно другие впечатления. Мы специально ездили в Минск на «Титаник» в формате 3D — это потрясающий эффект. Перспективы приобретения такого оборудования есть и у нас. Нужен и соответствующий кинозал. Пусть и маленький, но в котором было бы приятно смотреть фильмы. Строить отдельный кинотеатр будет довольно затратным, да и не так много у нас людей. Но вот достойный кинозал не помешает. И не может быть, чтобы в Лепеле не было хорошего кино. Со временем будет. И чтобы не говорили, мы идем к лучшему. Возможно, не такими быстрыми темпами, как хотелось бы, но все равно движемся вперед.

 Надо помнить, что хорошее кино — это не обязательно формат 3D. Это высокий кинематограф, вкус к которому нужно формировать, если не с детства, так с молодости. И такие картины следует показывать не только для избранной аудитории, к примеру, боровского санатория, но и для остальных зрителей тоже. В объемном формате ведь смотрят те фильмы, которые своим размахом могут впечатлить, и, по большому счету, удивляют спецэффектами. Скажем, на оценку режиссерской работы, к примеру, картин Ларса фон Триера и Педра Альмодовара очки 3D, согласитесь, никак не влияют.

 Может, если бы известный кинорежиссер Владимир Мотыль — автор легендарной картины «Белое солнце пустыни» — и посещал когда-нибудь историческую родину, сфера киноиндустрии в Лепеле была бы развита по-другому. Но после войны приезжать Владимиру Яковлевичу сюда было не к кому: родителей матери фашисты расстреляли как узников Лепельского гетто. Да и история не любит сослагательных наклонений. Есть только настоящее время. К слову, согласно плану детальной планировки центральной части города зарезервировано место, где можно будет построить центр культуры и досуга. И уже в этом культурном центре открыть хороший кинозал. Удастся ли нашим детям посмотреть мировые блокбастеры в новом здании, покажет время. Будем надеяться, что мечты об этом не уйдут в сослагательное наклонение…   

Екатерина Осовская.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.