А вам интересно, как развивалось фотодело на Лепельщине?

171d8f44-fc87-48c8-874e-82ee2e54ee5453a52d5a-92fd-42db-b401-ab474ca2ae2dd51c67d5-cc81-45b6-b371-2f23736857c3В районном краеведческом музее состоялось обсуждение проекта экспозиции «Музей фотографии», на которое были приглашены фотографы района, а также все заинтересованные.

Посетив в будущем этот зал, историю развития фотографии на Лепельщине можно будет проследить через развитие фототехники, фотографических технологий и культуру фотографии.

Доступность технологии появления снимков в современном мире, а также желание запечатлеть лучшие моменты из своей жизни сделали сьемку повседневным занятием для большинства людей. Поэтому я уверена, что такого рода экспозиция будет пользоваться популярностью не только у людей, профессионально занимающихся фотографией, но и тех, кто просто посетит музей.

Раздел «Развитие фотодела на Лепельщине» в новом здании музея по улице Советской будет рассчитан на широкую аудиторию. На площади 80 квадратных метров будут размещены многочисленные фотоаппараты, предметы для создания снимка, фотографии разных эпох, ценные документы.

Как известно, Лепельщина богата выдающимися людьми. Так, например, помещик Михаил Кустинский один из первых на территории Беларуси приобрел фотоаппарат в середине 19 века.

Михаил Францевич первоначальное образование получил на Лепельщине, а затем закончил Виленский дворянский институт и юридический факультет Петербургского университета. Основным занятием его стала археология. И хоть начал свою научную деятельность раскопками на водоразделе между реками Волга, Днепр и Западная Двина, в 1855 году окончательно поселился в своем поместье Завидичи Лепельского уезда. Все свои материалы раскопок фотографировал и создал целую картотеку. В 1868 году его фотографии были на Всероссийской этнографической выставке в Москве. За большой вклад в научные исследования Лепельского края был избран членом-корреспондентом, а с 1874 года – настоящим членам Московского императорского археологического товарищества.

Приятно отметить, что в районном краеведческом музее есть его фотографии.

Самая многочисленная коллекция музея — фотографии XIX-XX вв. Среди них — открытки с видами Лепеля, сделанные в начале XX века местным фотографом Борисом Лазаревичем Фидельманом и его сыном Рафаилом. Они нам наглядно демонстрируют, какова была жизнь в Лепеле примерно сто лет назад. Уверена, многие лепельчане рассматривали фотоснимки известного фотографа, которые размещены на костеле святого Казимира возле парка.

Благодаря огромной проделанной работе сотрудников музея мы можем проследить, как изменился наш город. Рядом со старыми фотоснимками размещены современные фотографии этих мест.

Очертания бывшего дворянского училища, здания клуба и полиции, земской управы, педучилища, деревянная православная церквушка, Спасо-Преображенский собор… По этим ценным фотокарточкам можно учить наглядно историю родного края.

Многие фотографии 1980-2000 годов сделаны преподавателем Лепельского гидромелиоративного техникума Н.Д. Другаковым.

В планах у сотрудников музея – показать не только работы известных художников и как развивалось фотодело на Лепельщине, но и создать имитацию квартиры, в которой фотограф в советское время создавал снимки.

Немного откроем тайну: в зале будет не только комната с диваном, но и даже ванная, где обычно мастера этого дела работали.

Я даже представить себе не могу, как в полной темноте – в ванной комнате или под одеялом фотолюбители вынимали плёнку из упаковки и наматывали на маленькую бобину вроде катушки для ниток. Затем вставляли бобину в кассету и закрывали крышечку. Чтобы научиться этому, сперва тренировались на уже проявленных плёнках. И только после того, как плёнка заряжена в кассету, её можно было вставлять в фотоаппарат. Советская плёнка продавалась, упакованной в чёрную светонепроницаемую бумагу. Кассеты надо было покупать отдельно.

А работа с проявителем… Сложнее не придумаешь! Заливали раствор в бачок, который должен был быть определённой температуры. Для этого раньше каждый фотограф имел специальный термометр.

И это только малость всей деятельности… Самым волшебным для меня было видеть, как на прищепках висела фотобумага, на которой постепенно проявлялась фотография.

Все это можно будет увидеть в экспозиции фотодела!

Также мы сможем познакомиться с историей самых знаковых фотокамер — все они из разных столетий, десятилетий, поколений. Так, например, первый отечественный фотоаппарат 1930 годов «Фотокор-1», который, уверена, вызовет большой интерес и у школьника, и у взрослого человека. Теперь такого не увидишь в руках у фотографов. Представлял собой складной фотоаппарат прямого визирования формата 9×12 см с рамочным и уголковым видоискателями и двойным растяжением меха. Это первый советский массовый фотоаппарат — за 11 лет производства (с 1930 по 1941 годы включительно) выпущено более 1 млн экземпляров.

Интересный фотоаппарат Certix, который выпускался в 1930-х годах в Германии. Есть также среднеформатный двух-объективный фотоаппарат «Любитель-166» — самая технически сложная модель среди всех советских «Любителей». «Киев-30» — советский миниатюрный шкальный фотоаппарат, выпускавшийся на киевском заводе «Арсенал» с 1975 по 1987 год.

В течение XX века в мире выпускалось много различных фотоаппаратов, но большинство фотолюбителей знакомы, в основном, с «Зенитами» — самыми массовыми зеркальными. Они также найдут свое почетное место в этой экспозиции.

Всего будет представлено более 60 фотоаппаратов, а также фотоувеличители, объективы, фотобочки и другие фотопредметы.

Встреча в музейной гостиной прошла в дружественной и позитивной обстановке. Ее участники познакомились с историей создания фотографии, с особенностями развития фотодела на Лепельщине, познакомились с жизнью и творчеством знаменитых фотографов-земляком, а также обсудили многие моменты экспозиции – от освещения зала до интересных экспонатов.

Наталья Храповицкая.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.