Главная награда – увлечённые работой дети

img_7489Важность труда в жизни человека нельзя переоценить, ведь труд во всём его многообразии выступает «творцом» многовековой человеческой истории.
И кто как не учитель технического труда призывает детей думать и выполнять работу качественно, аккуратно и что самое важное – осознанно. Именно этот педагог одним из первых формирует у будущего мужчины любовь к работе. А потому важность предмета «технический труд» ничем не уступает математике, физике или химии.
В предверии Дня учителя я посетил корпус начальных классов государственного учреждения образования «Средняя школа №1 г. Лепеля», где и располагается мастерская для проведения занятий по предмету. Зайдя в помещение, обратил внимание на идеальный порядок. Это говорит о многом, ведь мастерская – это лицо педагога. Пройдя дальше, заглянул в один из классов, где и застал Игоря Будревича, учителя технического труда. Здесь у нас и завязалась интересная беседа.
– В средней школе №1 г. Лепеля я работаю учителем технического труда с 2008 года. Поскольку моему предшественнику необходимо было уволиться по семейным обстоятельствам, мне предложили доработать до конца учебного года. Время пролетело незаметно – учебный год закончился. Однако я осознал, что мне очень нравится эта работа. Я принял твёрдое решение остаться, и руководство школы меня поддержало. Вот уже без малого 14 лет я преподаю технический труд школьникам.
– Что входит в ваши основные обязанности?
– Я должен научить детей правильно работать. Кроме того, я обязан обучать детей безопасному труду.
– Игорь Геннадьевич, что значит правильно работать?
– Работа, как известно – это произведение труда, а труд является глубоким понятием. Ведь именно труд сделал из обезьяны человека. Однако я бы внёс свою поправку. Целенаправленный, осознанный и рациональный труд привёл к тому, что появился человек. Исходя из этого, правильная работа – это произведение целенаправленного, рационального и самое главное – осознанного труда.
– Крайне интересная мысль! Можете привести пример?
– Мастер получил задачу – распилить деревянный брусок при помощи поперечной ножовки. Казалось бы, всё просто. Однако это не совсем так, ведь брусок можно распилить по-разному. Если изначально ученику не объяснить, как производится распил при определённых условиях, все начнут пилить по-своему. Найдутся и те, кто попытается распилить брусок вдоль. Однако правильным вариантом будет распил бруска поперёк. А поскольку я работаю с детьми, моя задача – донести до них предназначения инструмента и правильную технику его использования. Это и будет являться примером правильной работы в моём понимании термина.
– Насколько, на ваш взгляд, актуален предмет технического труда?
– В современном мире, когда активно развивается техника, произошли изменения и в труде человека. Сейчас люди всё больше склоняются в пользу машинного труда. С одной стороны, это хорошо, а с другой – полностью полагаться на машинный труд считаю неправильным. Человек должен уметь работать с различными орудиями, предметами труда и в различных условиях. На уроках технического труда дети узнают, как воздействовать на предмет труда имеющимся под рукой орудием, а самое главное – учатся делать это правильно. Умения забить гвоздь, осуществить распил деревянного бруска, сделать обыкновенный табурет всегда будут нужны в повседневной жизни. Технический труд всегда будет актуальным. Существует справедливое высказывание, что труд облагораживает человека.
– В каждой дисциплине очень важно заинтересовать ребёнка, захватить его внимание. Как вам это удаётся?
– Прежде всего необходимо показать детям, какие возможности перед ними открываются, если они смогут освоить этот предмет. Например, на первых занятиях в младших классах, объясняя теорию, я показываю детям, как можно своими руками сделать модель автомобиля или подводной лодки. Мальчики тут же увлекаются – и им не терпится начать процесс работы. И как только процесс пошёл, моя следующая задача – выявить талант ребёнка и направить его.
– В соответствии с чем строится урок по техническому труду?
– Как и в любом другом, в моем предмете существует программа на каждый год обучения, в соответствии с которой я осуществляю процесс планирования. Каждый отдельно взятый урок имеет свою тематику, а также цель и задачи. Я заранее подбираю средства и методы обучения, опираясь на интересы и потребности детей.
– Какие ценности вы стараетесь привить учащимся?
– В работе ценится качество её выполнения. Поэтому на занятиях я учу детей, что к любой работе, к любому предмету труда нужно относиться ответственно. Нередко в процессе труда учащиеся, сталкиваясь с трудностями, переживают по этому поводу и опускают руки. По моему мнению, это связано прежде всего с неуверенностью в своих силах, страхом, что не всё может получиться. Стараюсь объяснить, что очень важно сделать ещё одну попытку – и постепенно будет получаться всё лучше. К тому же часто мы боимся того, что не понимаем, а с опытом уходит и страх.
– Игорь Геннадьевич, как вы проводите свободное от работы время? Есть ли у вас любимое занятие?
– С удовольствием занимаюсь декоративно-прикладным искусством. В основном это, конечно, резьба по дереву. Этим направлением я занимаюсь с 1990 года. Выполняю работы любой сложности. Это и резные натюрморты, и пейзажи, скульптуры, также очень люблю делать шкатулки. Стараюсь, чтобы резной орнамент на шкатулке не повторялся. Кроме того, активно занимаюсь ремесленничеством. Изготавливаю деревянные рамки любой сложности и размеров.
Общаясь с Игорем Будревичем, я получил заряд положительной энергии. Захотелось тут же что-то сделать своими руками. Подход к пониманию предмета, принципы, на которых Игорь Геннадьевич строит свою работу, заслуживают восхищения. Своей же главной наградой педагог считает заинтересованных и увлечённых работой детей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.