Качество продукции в стране — на строгом контроле

f0709473bbcfcb6a9369a6002506cfbaВ настоящее время все больше и больше белорусов стремится к качественной и безопасной продукции. В связи с этим 9 января 2002 года был принят закон “О защите прав потребителей”, который призван стать надежным инструментом, защищающим интересы каждого из нас. В нашей стране очень строго следят за качеством производимой продукции, особенно тщательный контроль осуществляется в сфере производства продуктов питания, что гарантирует постоянное повышение качества продукции, ее безопасность и полезность.
Жизнь человека связана с потреблением товаров и услуг. Порядок их сбыта и качество должны соответствовать законодательству и государственным стандартам.
Беседуем с главным специалистом отдела экономики райисполкома Юлией Шкирандо.
— Каждый год Международный день прав потребителя призывает обратить внимание на определенную проблему. Под каким девизом он пройдет в текущем году?
— В 2020 году Всемирный день защиты прав потребителей проходит под девизом: “За ответственное потребление”.
— Каких правил нужно придерживаться гражданину, чтобы не быть обманутым?
— Не делайте необдуманного выбора, не покупайте первое, что вам попалось на глаза — на рынке сегодня достаточно большая конкуренция, и у вас есть возможность сравнить цены на товары и услуги, оценить предлагаемый уровень потребительских свойств и функций, выбрать более надежную фирму, готовую предложить вам более выгодные условия гарантий и послепродажного сервиса. Не нужно бояться задавать вопросы. Одним из критериев профессионализма и надежности фирмы является ее умение работать с потребителем, вести доброжелательный диалог и готовность предоставить любую интересующую информацию.
В тех случаях, когда вы покупаете хорошо известные товары: молоко, кондитерские изделия, консервы, расфасованные колбасные изделия, соки — обязательно смотрите, не закончились ли сроки их реализации (сроки годности). Никогда не покупайте товар, срок реализации (срок годности) которого истек, даже если его вам предлагают по сниженной цене. Это прямое нарушение Закона продавцом, последствием которого может стать отравление или иное серьезное заболевание.
Помните, что вам обязаны выдать документ, подтверждающий факт покупки или оказания услуги. Это кассовый чек или квитанция, билет или договор. Всегда их берите и сразу не выбрасывайте. В документах должен быть указан срок гарантии, отмечена дата продажи. Обязательно посмотрите на оформление документа: наличие в нем информации о названии фирмы (предприятия), ее адрес, печать, подписи, убедитесь в том, что название магазина, где вы совершаете покупку, соответствует названию в заполненных и передаваемых вам документах. Если позже с приобретенным вами товаром возникнут неприятности, наличие этих документов (хотя по Закону их отсутствие не является основанием для отказа вам в законной претензии) поможет без лишних проблем возместить стоимость товара или обменять его на другой.
Учтите, если все же возник конфликт, не нужно суетиться и кидаться из одной крайности в другую — есть определенная последовательность действий, которой следует придерживаться. Здесь очень важно грамотно, со знанием своих законных прав вести разговор с представителями фирмы и, прежде всего, правильно оформить претензию, в которой должны быть четко изложены суть дела и ваши требования. Претензию обязательно надо подать в письменном виде и потребовать от представителя продавца сделать отметку о приеме на втором экземпляре, который останется у вас. Если вам откажут в этом, то претензию надо будет направить продавцу заказным письмом с уведомлением о вручении.
Будьте вежливы, но настойчивы в своих справедливых требованиях и главное — старайтесь не оставлять без внимания нарушения ваших потребительских прав. Тот, кто освоит основы потребительских знаний и будет их применять на практике, станет защитником не только себя, но прав и интересов множества других граждан.
Компетентному специалисту переадресовала вопросы читателей нашей газеты.
— Почему во многих магазинах продукты продаются в платной упаковке (товар+пакетик), хотя закон говорит о бесплатной упаковке. Кто это должен контролировать? Почему покупателю приходится доказывать, что упаковка должна быть бесплатная?
— Согласно Правилам торговли товары, имеющие заводскую упаковку, передаются покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы.
Если же продовольственные товары предварительно расфасованы продавцом в одноразовые упаковочные материалы (полиэтиленовые пакеты, коробки, стаканы и другие), то продавец вправе взимать плату за упаковку.
Таким образом, в случае, если продавец указывает на фасованном товаре и цену упаковки, нарушений законодательства в его действиях не усматривается.
Однако если вы не хотите платить за упаковку, продавец обязан по вашему требованию передать такой товар в бесплатной упаковке.
— Можно ли вернуть продавцу в течение 14 дней товар, не бывший в употреблении, не имеющий гарантийного срока, но уже извлеченный из упаковки типа “блистер”, вскрыть которую невозможно без ее повреждения? Пример товара: компьютерные мыши, наушники.
— Исходя из содержания Закона и сути договора, в отношении возврата и обмена товара надлежащего качества продавец выступает в данном соглашении добросовестной стороной и, следовательно, при расторжении такого договора он не должен нести убытки (возврат товара с поврежденной упаковкой поставщику, реализация такого товара по более низкой цене и т.д.).
Таким образом, при возврате или обмене товара надлежащего качества потребитель должен возвратить продавцу товар в том же состоянии и с теми же потребительскими свойствами, что и при покупке.
— Можно ли вернуть одежду надлежащего качества, купленную в магазине?
— В соответствии со ст. 28 Закона, регулирующего вопросы возврата и обмена товара надлежащего качества, потребитель вправе возвратить товар надлежащего качества или обменять его на аналогичный товар в течение 14 дней с момента передачи ему такого товара, если более длительный срок не объявлен продавцом.
Требование потребителя об обмене либо возврате товара подлежит удовлетворению при соблюдении следующих условий: товар надлежащего качества; не был в употреблении; сохранены его потребительские свойства; не включен в Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 июня 2002 г. №778.
— Были куплены зимние сапоги. Продавец выдал месячную гарантию, через месяц и 4 дня сапоги порвались. На жалобу продавец не отреагировал, деньги вернуть отказался. Можно ли вернуть деньги, потраченные впустую? Коробка от сапог, чек и сами сапоги в наличии.
Print— Если недостаток носит производственный характер, то Закон предоставляет вам право, несмотря на истечение гарантийного срока, в течение двух лет с момента покупки заявить продавцу претензию по такому недостатку. Претензию лучше заявить в письменном виде.
Однако обращаем внимание, что ввиду истечения гарантийного срока, доказывать наличие недостатка в обуви и его причину вы должны самостоятельно (т.е. найти эксперта, получить его соответствующее заключение). Помочь в этом вам может уполномоченный по защите прав потребителей райисполкома либо можно воспользоваться информацией на сайте Минторга (раздел защита прав потребителей/справочная информация/проведение экспертизы). Экспертиза оплачивается продавцом. Правда, если независимая экспертиза все-таки подтвердит эксплуатационную природу недостатка, вам придется возместить продавцу понесенные расходы.
Вы вправе оплатить экспертизу самостоятельно, однако в этом случае продавец должен быть извещен о таком решении потребителя.
luchshie-otxodyЕсли независимой экспертизой будет подтверждено наличие в обуви производственного недостатка, продавец обязан будет возвратить вам уплаченные за некачественный товар деньги, а также стоимость экспертизы.
— Как должна быть предоставлена информация о гарантийных сроках?
— В соответствии со статьей 7 Закона изготовитель (продавец, поставщик, представитель, исполнитель) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о предлагаемых товарах, в том числе и гарантийном сроке (если он установлен), а также ремонтной организации, уполномоченной изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем) на устранение недостатков товара и (или) техническое обслуживание товара.
Обычно срок гарантии указывается в документе, подтверждающем факт покупки товара (кассовом чеке, квитанции к приходному кассовому ордеру, квитанции к отрывному талону и т.п.), в техническом паспорте, инструкции по эксплуатации, руководстве пользователя, ином документе, содержащем сведения о наименовании и стоимости товара, дате его приобретения, продавце (изготовителе, представителе, исполнителе).
— В случае проведения ремонта товара, на который установлен гарантийный срок, как изменяется этот срок?
— В соответствии со статьей 20 Закона потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара. К сожалению, зачастую бывает так: продавец (сервисный центр) скрывает, что он обязан продлить гарантию, и утверждает, что продолжает течь «старая гарантия».
В соответствии с частью 3 статьи 22 Закона в случае безвозмездного устранения недостатков товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Указанный период исчисляется со дня предъявления потребителем требования о безвозмездном устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта.
При безвозмездном устранении недостатков товара посредством замены комплектующего изделия или составной части основного изделия, на которые установлены гарантийные сроки, на новые комплектующее изделие или составную часть основного изделия устанавливаются гарантийные сроки той же продолжительности, что и на замененные, которые исчисляются со дня выдачи потребителю этого товара по окончании ремонта (часть 4 статьи 22 Закона).
Беседовала Наталья ХРАПОВИЦКАЯ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.