Лепель в годы Великой Отечественной войны жил духовной жизнью

Лепель находился под немецкой оккупацией три года — с 03.07.1941 года до 28.06.1944 г. Оккупационные власти поначалу содействовали процессу восстановления церковной жизни. Вот как это описывает в своей книге «Память о прошлом» очевидец тех событий ИВАН РИСАК (в годы ВОВ был подростком, жил в конце ул.Володарского): «… В каждом доме находили образа на чердаках, в чуланах и других местах. Вытирали их от пыли и вешали в красных углах, обрамляя рушниками. Одних икон мало, нужны были храмы, чтобы молиться там. В городе на тот момент времени была одна ничем незанятая кирпичная часовня на Песчанском православном кладбище. Двери ее были закрыты на большой ржавый амбарный замок. Народ повалил туда. Каждый православный считал своим долгом сходить на кладбище и побывать у часовни. Пошли туда и мы… День был воскресный. Народу – яблоку упасть негде… Двери часовни были уже открыты. Внутри стоял человек в гражданской одежде и читал Псалтырь на старославянском языке. Мы не понимали, о чем он читает и пошли бродить по кладбищу. Народ был и здесь. Казалось, что все горожане собрались сюда на поминовение усопших. Так долго быть не могло. Понимали все, что нужен храм и священник. Власти пошли на встречу… Бывшая церковь была возвращена православным. После реставрации появился священник, и начались регулярные службы. Прихожане на общественных началах организовали церковный хор. Баритоном пел там наш сосед дядя ПЕТЯ ШПАК. Прихожан всегда было много и в церкви и около нее. Морозы зимы 1941 – 1942 гг. напрочь сковали льдом реку Улу. Этим воспользовались прихожане, соорудив в начале ул. Интернациональной недалеко от берега Иордань. Во льду вырубили продолговатую прорубь. Сзади за ней установили три ледяных креста, средний на одну треть выше двух боковых. Дорожку к Иордани устелили лапником и обставили елочками. В праздник Крещения народ от церкви с хоругвями и пением шел за священником, несшим крест. По всем канонам православия был совершен обряд освящения воды. Под пение хора люди черпали воду, отламывали веточку ели и расходились по домам продолжить праздник…»
По свидетельству протоиерея ПАВЛА КАМЕНЦЕВА, в 1944 г. служившего в церкви Параскевы Пятницы в Лепеле, немцы в 1941 г. собирали сведения об уцелевшем духовенстве и предлагали начать богослужения в сохранившихся храмах. Одной из основных проблем церковной жизни была острая нехватка священнослужителей, поскольку за несколько лет до начала войны остававшиеся в живых были высланы из Белоруссии. Имели место случаи освобождения немцами военнопленных из концлагерей для участия в богослужении. Например, был освобожден ПЕТР ИВАНОВИЧ МИШИН, попавший в плен 11.07.1941 г.; с 8.11.1942 г. по май 1944 г. он служил псаломщиком в Покровской церкви Витебска, с июня 1944 г. по сентябрь 1945 г. — в церкви Св. Параскевы Пятницы в Лепеля. В 1941 – 1944 г.г. церковным старостой в Лепеле был НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ БЫСТРИЦКИЙ. О судьбе этих людей мы расскажем особо.
В военное время город жил духовной жизнью. Действовала Георгиевская часовня, Церковь Святой великомученицы Параскевы Пятницы. Прихожане шли в храмы, получали там поддержку. Спасо-Преображенский Собор еще украшал наш город своим величием. Но, занятый под пекарню еще в 1930-е г.г., православному храму его не вернули.

По материалам храма Рождества Христова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.