Портрет читающего подростка определили в Лепельской ЦБС

Подрастающее поколение живёт в быстро меняющемся и противоречивом мире. В наш XXIвек научно-технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и Интернет, книга и чтение перестали быть непременными атрибутами образа жизни подростков. В то же время интенсивно идет процесс изменения их читательских привычек. Незаметно, но очень значительно меняются практически все характеристики чтения юных читателей: статус и круг чтения, читательскиепредпочтения.

В апреле 2021года отделом библиотечного маркетинга ГУК Лепельская ЦБС среди подростков было проведено анкетирование Портрет читающего подростка с целью определения портрета читающего подростка и представления картины его чтения. Исследование проводилось в детской библиотеке гепеля, в котором приняли участие её пользователи в возрасте от 13 до 16 летНи для кого не секрет, что подростковый возраст является одним из самых сложных и ни один другой этап жизни человека не может сравниться с ним. У подростков столько вопросов к этой жизни! Поэтому деятельность детской библиотеки напрямую связана с увлечениями и потребностями подростков в удовлетворении их информационных и читательских запросов.  Помимо этого, каждый юный читатель детской библиотеки находится в состоянии поиска человеческих ценностей и испытывает потребность в реализации себя как личности.

 Читающий подросток сегодня это редкость? Вовсе нет. И подтверждением тому стали результаты нашего анкетирования.  

По результатам исследования установлено, что подростки, как девочки, так и мальчикикоммуникабельны и предпочитают живоеобщение общению в социальных сетях. У большинства подростков много друзей, что говорит о развитых коммуникативных навыках, хотя, что вполне естественно, иногда и возникают проблемы в общении. Большинство подростков считает хорошее образование залогом будущего жизненного успеха. Многие из них уже определились с выбором своей будущей профессии и хотят стать врачами, программистами, политиками, бизнесменами и др. Следует отметить, что некоторые подростки выбирают для себя профессии, которые не будут востребованы в нашей стране. И совсем никто не хочет быть рабочим или учёным.

Гипотеза о том, что в последнее время резко изменилось место и значение чтения в жизнисовременных подростков подтвердилась частично.  Большинство подростков, согласно данных исследования, понимают, что
прожить не читая  в наше время нельзя и считаютчтение способом получения информации. Но ведь чтение не исчерпывается изъятием необходимой информации! Следует отметить, что уходит чтение – размышление, чтение как потребность человека осмыслить мир, лучше понять себя и других. Исходя из этого, библиотекари постоянно используют как в массовой, так и в индивидуальной работе с читателями диалоговый формат общения.

В то же время,  подростки способны сопереживать, испытывать жалость при чтении книг. Они настолько увлекаются главным героем, что отождествляют себя с ним, переживая его эмоции.

Данные анкетирования позволили составить портрет не только читающего подростка детской библиотеки, но и зафиксировать серьёзные изменения в отношении к чтению. Результаты социологического исследования показали, что, несмотря на наметившуюся общую тенденцию снижения интереса к чтению, подростки осознают важность и нужность чтения. Ценность чтения среди подрастающего поколения пока достаточно высока. Главное, чтобы интерес к чтению не угас у подростков. Процесс чтения необходимо поддержать. Поэтому книги должны быть доступны ребятам, а репертуар чтения широк и разнообразен.

Основная задача детской библиотеки – продолжать делать всё возможное для развития читательского вкуса у юных читателей, оказывать помощь в формировании интереса к книге, чтению через различные формы библиотечной работы.

Зачем ходить в библиотеку? В ней удивительная атмосфера. Зачем бы ни зашел подросток  в библиотеку – это его первый шаг на пути приобщения к книжной культуре.

Детская библиотека всегда шагает в ногу со временем и рада видеть своих читателей каждый день. Двери всегда открыты  и библиотекари рады встрече с Вами!

Малявко И.Н., методист отдела библиотечного  маркетинга Лепельской централизованной  библиотечной системы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.