Тема недели: О пенсионных новациях

Онлайн-конференция «О пенсионных новациях» прошла 18 февраля на сайтах БЕЛТА и Министерства труда и социальной защиты. В ней принял участие заместитель министра труда и социальной защиты Валерий Ковальков.
Ковальков: стажевый порог для назначения пенсии в ближайшее время повышаться не будет
С 1 января текущего года стажевый порог для пенсии увеличен с 10 до 15 лет, а год назад (с 1 января 2014 года) для назначения трудовых пенсий по возрасту и за выслугу лет минимальный страховой стаж был увеличен с 5 до 10 лет. Таким образом, фактически всего за год стажевый порог повысился с 5 до 15 лет. «Однако даже повышенный с января текущего года до 15 лет минимальный период работы с уплатой взносов — достаточно мягкое требование для последующего длительного получения пенсии, — считает замминистра. — Сравните: требуемые 15 лет работы почти в 2,5 раза меньше периода трудовой активности (от 18 лет до 55-60 и более лет). При этом период получения пенсии (более 20 лет) превышает период формирования права на пенсию. Поэтому в перспективе разница между периодом формирования права на пенсию (то есть требуемым стажем) и периодом получения пенсии будет постепенно сокращаться. При этом, как ожидается, льготы социально уязвимым категориям (многодетным матерям, инвалидам с детства, их родителям) будут сохранены».
Объясняя повышение планки стажа для назначения пенсии, Валерий Ковальков отметил:
«В условиях старения населения возрастает потребность в дополнительных средствах и более рациональном их использовании. Поэтому требования для получения права на государственную пенсию ужесточаются».
«Кстати, 15-летний минимальный страховой стаж требуется в Литве, Латвии, Эстонии, Украине. В России он постепенно увеличивается до 15 лет. В странах Евросоюза требуемый стаж, как правило, еще выше», — добавил он.
Отвечая на вопрос, не планирует ли в Беларуси, по примеру некоторых стран, само государство платить взносы на пенсионное страхование за матерей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, Валерий Ковальков сообщил, что введение такой новации в республике не рассматривается. «Пенсионная система заинтересована в выходе на рынок труда как можно большего числа работников и их длительной занятости. Это стало одной из причин повышения до 15 лет минимального стажа работы (с уплатой обязательных взносов), требуемого для назначения пенсии, — сказал он. — При уплате обязательных взносов за матерей в периоды ухода за ребенком до 3 лет страховой стаж и право на пенсию формировались бы без участия на рынке труда. Более того, это право формировалось бы одновременно с получением пособия на детей. При этом обе формы господдержки финансировались бы за счет отчислений (налогов) занятых на рынке труда. В белорусском законодательстве реализован иной механизм предоставления матерям дополнительных гарантий в пенсионном обеспечении. Периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком засчитываются в стаж. Однако для приобретения права на трудовую пенсию нужно еще и поработать».
В Беларуси не рассматривается вопрос о повышении пенсионного возраста ни для женщин, ни для мужчин — Минтруда
«В условиях роста расходов на пенсии многие страны повышают пенсионный возраст. При этом в одних странах сохраняется разница в возрасте выхода на пенсию у женщин и мужчин, в других — этот возраст постепенно уравнивается, — сказал замминистра. — В Беларуси вопрос о повышении пенсионного возраста — ни для женщин, ни для мужчин — в настоящее время не рассматривается».
Подходы к закреплению конкретных возрастных границ для выхода на пенсию в каждом государстве определяются исходя из финансовых возможностей и с учетом социально-демографических условий, сложившихся традиций, менталитета населения.
Кроме Беларуси, со времен СССР пенсионный возраст не изменился только в России и Узбекистане. «Уменьшение (ограничение) притока получателей пенсий путем повышения пенсионного возраста — одна из мер по сдерживанию пенсионных расходов. Особую актуальность она приобрела в условиях старения населения. Именно поэтому во многих странах, в том числе в бывших республиках СССР, уже реализованы или реализуются решения о повышении возраста для обращения за пенсией (на 2-5 лет для мужчин и на 2-8 лет для женщин)», — проинформировал замминистра.
Кстати, в 2005 году на 100 занятых в экономике Беларуси приходилось 59 пенсионеров, в 2010-м — 56, в текущем году (по оценке) — 60. В ближайшей перспективе нагрузка на работников будет постепенно увеличиваться, подчеркнул участник онлайн-конференции.
Отвечая на вопрос о том, планируется ли изучение общественного мнения о повышении пенсионного возраста, Валерий Ковальков отметил, что такой опрос «министерством не инициировался, не проводился и не планируется».
Правила выплаты пенсий работающим пенсионерам в ближайшее время пересматриваться не будут — Минтруда
«Сегодня продолжают трудиться более 642 тыс. пенсионеров. При этом доля работающих пенсионеров колеблется в диапазоне 22-25% общей их численности, что говорит о востребованности труда пожилых работников, — отметил Валерий Ковальков. — Действующие правила выплаты пенсий работающим пенсионерам в ближайшее время пересматриваться не будут».
По словам участника онлайн-конференции, изменение в размере пенсии в связи с трудоустройством распространяется на пенсионеров, имеющих индивидуальный коэффициент заработка (ИКЗ) от 1,3 до 4,0: по действующим правилам, в период работы пенсия начисляется с учетом ИКЗ не свыше 1,3. Почти у 60% работающих пенсионеров при трудоустройстве размер пенсии не меняется, поскольку ИКЗ у них менее 1,3. Не изменяется также размер пенсии в период работы и у пенсионеров, непосредственно занятых в производстве сельскохозяйственной продукции.
Ковальков: введение накопительного компонента в белорусской пенсионной системе не предполагается
«Такая мера не планируется уже хотя бы потому, что широко известен негативный опыт подобных реформ в других государствах. Экономические неурядицы текущего пятилетия еще ярче показали уязвимость накопительных механизмов, — считает Валерий Ковальков. — Весьма показателен в этом отношении опыт России, где спустя десятилетие решение о введении обязательного накопления признано ошибочным. Сегодня там принимаются меры по выведению накопления в добровольный формат — в гражданско-правовое страхование».
Кроме того, добавил замминистра, на введение накопления нужны огромные средства. «Если мы в накопление направим какую-то часть взносов, собранных для выплаты сегодняшних пенсий, то нужно будет найти, чем восполнить потребности для их финансирования, — пояснил Валерий Ковальков. — Свободных средств для этого нет ни у государства, ни у работодателей и работников».
Он подчеркнул, что в нашей стране уже сегодня имеется возможность для накопления средств на будущую пенсию по дополнительным пенсионным программам, предлагаемым страховыми организациями.
Реальный размер пенсий в Беларуси за четыре года возрос на 39,2%
В 2014 году реальный размер пенсии по возрасту увеличился на 1,3%. «В 2015 году планируется поддержание реальной пенсии на уровне прошлого года, — отметил замминистра. — В текущем году пенсии будут повышаться с учетом роста заработной платы работников и финансовых возможностей фонда социальной защиты населения».
На выплату трудовых пенсий в нынешнем году запланированы расходы в размере Br87,3 трлн (в частности, в феврале они составят более Br6,8 трлн).
Отвечая на вопрос о том, почему пенсии не индексируются в связи с инфляцией, а привязаны к средней заработной плате, Валерий Ковальков пояснил: «На финансирование пенсионных выплат направляются страховые взносы — отчисления из фонда заработной платы. Другого источника нет.
Поэтому основанием для индексации трудовых пенсий является определенный рост уровня заработной платы в республике.
Заметим, что при таком механизме индексации пенсий обеспечивается их реальный рост. При индексации трудовых пенсий по росту потребительских цен реальный размер пенсии будет только поддерживаться на сложившемся уровне, а расти не будет».
Значимость длительного стажа для пенсии повышается — Ковальков
С 1 января текущего года указом №570 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» предусмотрено повышение пенсий лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, исчисленным при длительном стаже работы с невысокими заработками. По оценке, с 1 января нынешнего года пенсии повысились более чем у 670 тыс. человек. В среднем размеры пенсий у этой группы увеличились на Br40 тыс.
Отвечая на вопрос о том, почему нормы указа №570 о повышении пенсии за длительный стаж, введенные с 1 января 2015 года, коснулись только людей с невысоким заработком в прошлом, Валерий Ковальков пояснил: «Потому что при стаже 40/45 лет (у женщины/мужчины) размер пенсии по возрасту в декабре 2014 года составлял всего Br1 млн 768,9 тыс. К тому же низкий заработок не всегда может быть вменен в вину работнику: отрасли с традиционно низкой оплатой труда были в СССР и присутствуют в экономике Беларуси (сельское хозяйство, образование, здравоохранение, социальные услуги)».
С 1 января 2016 года указом №570 предусматривается дополнительное повышение пенсий лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста, имеющим длительный стаж. Это произойдет за счет более высокой стоимости каждого полного года стажа работы сверх 40 лет у мужчин и 35 лет у женщин. Так, стоимость 41-го и 36-го года стажа составит 1,1% средней заработной платы для исчисления пенсии, 42-го и 37-го — 1,2%, 43-го и 38-го — 1,3%, 44-го и 39-го — 1,4%, 45-го и 40-го — 1,5% средней заработной платы для исчисления пенсии или минимальной стоимости года стажа, установленной этим указом с 1 января 2015 года.
Кроме того, с 1 января 2016 года лицам со стажем работы 36 лет у мужчин и 31 год у женщин при исчислении трудовой пенсии будет учитываться индивидуальный коэффициент заработка до 5.
Ковальков: возрастные планки для пенсионного бонуса за долголетие и его размеры изменяться не будут
«В сложившейся демографической ситуации, когда пенсионная нагрузка на экономически активное население растет, расширять круг получателей доплат к пенсиям пока не планируется. Не планируется и пересматривать размеры доплат», — отметил замминистра.
Дополнительную целевую доплату к пенсиям в феврале текущего года получат 298,5 тыс. неработающих получателей пенсий, достигших возраста 75 лет, и более 311 тыс. — в возрасте 80 лет и старше. Расходы фонда социальной защиты населения на эти выплаты в целом в 2015 году, по оценке, превысят Br2,4 трлн.
Размеры доплат увеличиваются ежеквартально в связи с ростом бюджета прожиточного минимума (БПМ). Так, с февраля нынешнего года размер доплаты для людей в возрасте 80 лет и старше составляет Br357 тыс. 25 (100% минимального размера пенсии по возрасту, этот норматив равняется 25% БПМ), для людей в возрасте от 75 до 80 лет — Br267 тыс. 769 (75% минимального размера пенсии по возрасту).
В связи с увеличением БПМ в прошлом году перерасчет доплат к пенсиям проводился четыре раза (с 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября).
Законодательство о профессиональном пенсионном страховании изменять не планируется — Ковальков
Профессиональное пенсионное страхование в Беларуси введено с 1 января 2009 года. Его целью является постепенное освобождение общей пенсионной системы от расходов на досрочные пенсии.
Валерий Ковальков отметил, что 25 сентября 2013 года принят указ №441 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования и пенсионного обеспечения», которым предоставлено право работникам, занятым в особых условиях труда, заменить формирование досрочной пенсии ежемесячной доплатой к заработной плате. Внесение других изменений на данном этапе не планируется, подчеркнул замминистра.
По его словам, сумма взносов на профессиональное пенсионное страхование в 2014 году составила Br1 трлн 19 млрд 100 млн. Средства поступили в полном объеме, подчеркнул Валерий Ковальков.
Около 1 тыс. человек в 2015 году не выйдут на социальную пенсию из-за отсутствия необходимого страхового стажа
Тем, кто не имеет минимального 15-летнего (или установленного для отдельных категорий 5-летнего) стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов, социальная пенсия с января 2015 года будет назначаться на 5 лет позже: мужчинам — по достижении возраста 65 лет, женщинам — 60 лет. Эти изменения не затрагивают социально уязвимые категории (детей-инвалидов, инвалидов, в том числе инвалидов с детства, детей в случае потери кормильца).
На начало февраля нынешнего года в Беларуси насчитывалось 59,1 тыс. получателей социальных пенсий. В основном это дети-инвалиды, инвалиды с детства, дети, потерявшие кормильца. Размеры их пенсий разные — в зависимости от степени утраты здоровья или группы инвалидности — от Br1 млн 71,1 тыс. до Br1 млн 570,9 тыс. Средний размер социальной пенсии составляет Br1 млн 296,4 тыс. У тех, кто не является инвалидами и не имеет минимального стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов, размер пенсии составляет Br714,1 тыс., проинформировал Валерий Ковальков.
В Беларуси более 6 тыс. человек воспользовались возможностью отложенной пенсии
По оценкам, число работников, воспользовавшихся возможностью повысить размер пенсии, постепенно растет. По последним данным, пенсию с «премией» получают более 6 тыс. человек, проинформировал замминистра.
Отвечая на вопрос о том, планируется ли пересматривать условия отложенной пенсии «из-за их непривлекательности», Валерий Ковальков отметил: «Условия «премирования» граждан за продолжение работы после достижения общего пенсионного возраста без получения пенсии принимались с учетом финансовых возможностей пенсионного фонда. Вопрос об их привлекательности — дискуссионный. В среднем период работы после назначения пенсии составляет пять лет. За это время можно увеличить размер своей пенсии на 70%. Для сравнения: в России за такой же период можно увеличить размер своей пенсии на 50%».
Минтруда и соцзащиты проводит мониторинг применения этой нормы, оценивая ее востребованность.
Резервов для снижения тарифов взносов на социальное страхование не имеется — Ковальков
«Сегодня тариф взноса на государственное социальное страхование для большинства работодателей составляет 34% фонда заработной платы, в том числе 28% — на пенсионное страхование и 6% — на социальное страхование. Для работника данный тариф составляет 1% индивидуального заработка, — отметил заместитель министра. — За счет этих взносов финансируются трудовые пенсии (по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет), пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, семьям, воспитывающим детей, по безработице и другие выплаты, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании».
По мнению Валерия Ковалькова, данный тариф соответствует потребностям Фонда социальной защиты населения на финансирование выплат пенсий и пособий. «Резервов для снижения тарифов взносов не имеется. Поэтому вопрос изменения тарифов на социальное (пенсионное) страхование для работодателей в настоящее время не прорабатывается», — резюмировал он.
Отвечая на вопрос о льготировании сельхозпроизводителей, Валерий Ковальков проинформировал, что Законом Республики Беларусь «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» пониженный размер обязательных страховых взносов на пенсионное страхование (24%) установлен для работодателей, занятых производством сельскохозяйственной продукции, объем которой составляет более 50% общего объема произведенной продукции. Размер обязательных страховых взносов на социальное страхование (на случай временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, ухода за ребенком в возрасте до трех лет и др.) одинаков для всех работодателей — 6%. Внесение изменений в законодательство по данному вопросу в настоящее время не предусматривается, подчеркнул замминистра.
Ковальков: добровольное пенсионное страхование пока широко не востребовано
«По наблюдениям, добровольное пенсионное страхование пока еще не имеет широкой востребованности у работодателей и работников. В основе этого лежит комплекс взаимосвязанных причин, затрагивающих как особенности психологии наших граждан, так и функционирование национальной экономики в целом и рынка страхования в частности», — отметил Валерий Ковальков.
Он добавил, что регулирование добровольного (дополнительного) пенсионного страхования в страховых организациях не относится к полномочиям Минтруда и соцзащиты — это компетенция Министерства финансов. И посоветовал автору вопроса за оценкой надежности и перспективности данного вида страхования обратиться к специалистам финансового ведомства.
Как было отмечено 13 февраля на заседании коллегии Министерства труда и социальной защиты, немаловажным является развитие добровольных программ пенсионного страхования на рынке страховых услуг. Ряд предприятий республики уже участвует в корпоративных программах («Атлант», «БМЗ», «Гомсельмаш», «БелАЗ», «Беларуськалий» и другие).
Добровольное страхование дополнительной пенсии осуществляют 4 страховые организации, любой гражданин имеет возможность самостоятельно формировать накопительную часть пенсии в дополнение к государственной.
Изменять пенсионное законодательство в Беларуси в связи образованием ЕАЭС не планируется — Минтруда
С 1 января 2015 года начало действовать новое интеграционное объединение — Евразийский экономический союз. В целях обеспечения возможности для реализации пенсионных прав, сформированных на территории государств — членов этого союза, совместно с Евразийской экономической комиссией начата работа над проектом международного договора в области пенсионного обеспечения, отметил Валерий Ковальков.
Основной целью разработки проекта договора является обеспечение государствами — членами союза сохранения объема приобретенных на их территории трудящимся пенсионных прав, подчеркнул замминистра.
Согласно договору о ЕАЭС, пенсионное обеспечение трудящихся государств — членов союза регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами.
Минтруда: ведется работа по заключению пенсионных соглашений с Эстонией, Молдовой, Чехией и Польшей
В Беларуси реализуется семь соглашений (договоров) в области социального (пенсионного) обеспечения, из них 6 — двусторонних и 1 — многостороннее. В июле 2014 года вступило в силу соглашение с Азербайджаном, предусматривающее обеспечение реализации пенсионных прав, приобретенных на территории Азербайджана или Беларуси, идет работа над административным соглашением о применении этого соглашения.
В декабре 2014 года с Министерством труда и социальной защиты России подписан протокол о внесении изменений в административное соглашение о применении Договора между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения. Его реализация позволит оптимизировать администрирование процесса выплаты пенсий, назначенных по договору, пояснил Валерий Ковальков.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.