Вдохновение рождается в красоте природы

img_3892На встречу с Александром Александровичем Савченко я шел с приятным волнением. Взять интервью у этого человека считаю огромной честью и очень важной миссией. Это талантливый, интеллигентный и очень многогранный человек, которого я безмерно уважаю как своего наставника. Каждый раз, посещая дом семьи Савченко, не устаю восхищаться особым гостеприимством, радушием и теплотой, царящими здесь.

Как обычно, Александр Александрович пригласил меня в свою мастерскую, где познакомил с последними работами. Каждый раз, заходя сюда, я как будто попадаю в иную реальность: все переживания и проблемы остаются где-то за дверью — и вот я уже полностью поглощен удивительными работами, игрой света и тени, ярких красок.
Внимательно вглядываюсь в каждую из работ, получаю истинное наслаждение от встречи с прекрасным — и прошу рассказать Александра Александровича, как же начинался его творческий путь.
— Любовь к творчеству у меня появилась с детства. И хоть выбор профессии сделал не сразу, рисовать в нашей семье любили все — и родители, и дети. Как по отцовской, так и по материнской линии все также занимались творчеством. Помню, как в детстве мы с братом устраивали выставки прямо в доме, в нашей комнате. Отец с удовольствием приглашал для знакомства с работами своих друзей. Под кроватью у нас всегда была куча металлолома — разные велосипеды. А ведь это тоже своего рода творчество. Родители выписывали много журналов: «Юный техник», «Конструктор-моделист»… Отец читал журнал «Огонек», где публиковалась информация об искусстве, о художниках. Мое знакомство с искусством началось именно с этого журнала.
Вместе с братом много рисовали в школе, выпускали стенгазеты, создавали карикатуры на своих одноклассников. Не забывали и себя нарисовать, чтобы никому обидно не было.
— Кроме изобразительного искусства, были ли у вас другие увлечения?
— Конечно! Отец купил мне гармонь — и я с удовольствием играл на ней. Музыка в нашей семье всегда имела большое значение. Папа играл и на гитаре, и на скрипке, и на гармони, учил этому и нас. Мама любила петь, а мы с наслаждением слушали ее. Как и все деревенские дети, мы были приучены к работе по хозяйству: копали картошку, сушили сено, занимались хозяйством, рубили дрова… В то время так жили многие семьи.
— Кто ваш любимый художник?
— Наверное, для меня больше близок определенный период в искусстве. Это импрессионизм и постимпрессионизм, конец XIX — начало XX веков. Назвать конкретно любимого художника я не смогу. Каждая творческая личность интересна по-своему. У каждого мастера кисти есть чему поучиться, ведь у всех — определенный стиль, почерк. У Казимира Малевича, который мне очень нравится, было много последователей и учеников. Они
работали в стиле своего учителя, но все равно их техника отличалась.
Нравятся мне и росписи пещерных людей на стенах. Они, как и детские рисунки, по-своему прекрасные, наивные и здорово смотрятся. Я до сих пор открываю для себя много интересных людей, неповторимых работ. Здорово все, что гармонично, что идет в ногу со временем. Интересный художник — это художник, который развивается.
— Где же вы черпаете вдохновение?
— В красоте окружающего мира. Даже цветок, который цветет в поле, может вдохновить. Бывает, занимаюсь чем-нибудь по дому, смотрю — подсолнухи зацвели, хочется написать их. Просто душа горит! Момент вдохновения необходимо обязательно поймать, тогда обязательно получится что-то интересное. Хочется уловить и пластику линий, полюбоваться этим. Например, за окном — старая-старая ива, рядом молодые березы растут. Посмотришь на эти деревья — и они вдохновляют. Черпаю вдохновение в жизни, которая вокруг нас.
— Какое, на ваш взгляд качество в человеке наиболее ценное?
— Честность и порядочность. Эти качества должны присутствовать везде: и в любви, и в работе.
— Какие Вы можете выделить современные тенденции в изобразительном искусстве?
— Искусство не стоит на месте. Художники вышли далеко за пределы холста. Повторять то, что уже кто-то когда-то сделал, многим стало не интересно. Одни открывают для себя еще что-то новое в изображении реалистических картин, другим же это стало скучно. Есть категория художников, которые устраивают различные перфомансы, инсталляции. Выбор материалов для работы художников также расширился. Художники начали создавать произведения из различных подручных средств, на которые многие даже не обращают внимание. Творческий же человек способен подать это на уровне произведения искусства так, что работа имеет философский смысл. Важно, когда в работе есть идея, мораль, а каким способом или инструментом, каким материалом автор это делает, это уже его выбор, творческое решение.
Очень интересно побывать на открытии современных выставок. Многие придерживаются классического подхода — и это тоже интересно. Молодежь же воспринимает все по-своему. Очень важно вникнуть в современные тенденции искусства и стараться понять, почему так, а не иначе.
— По вашему мнению, развитие информационных технологий на современное искусство повлияло в лучшую или худшую сторону?
— Если человек честный и порядочный, тогда влияние будет происходить только в лучшую сторону. Современные технологии во многом помогают художнику. Бывает, нужно найти какой-то материал — можно воспользоваться интернетом. Пользуются художники и фотоаппаратом, фотографией. Случается, нет возможности написать с натуры, — в такие моменты можно воспользоваться и материалом. В молодости я к этому очень категорично относился, работал только с натуры. Потом я понял, что обедняю себя, свою фантазию, а это приостанавливает творческий порыв художника.
— Как Вы относитесь к такому направлению, как цифровая живопись?
— Хорошо. В живописи идет работа с цветом. Если человек будет в творчество вкладывать только доброе, мудрое, вечное, это замечательно. Лично мне это не интересно. Я — классик: люблю запах масла и холста.
— Считаете ли Вы цифровую живопись искусством?
— Как я уже сказал, если в этом есть мораль, идея, то почему бы и нет.
— Какое, на Ваш взгляд, изобразительное искусство будущего?
— Трудно сказать. Мы уйдем, как сказал Кант, а культура останется. Изобразительное искусство идет в ногу со временем. Не стало первобытного человека, но остались его рисунки. Цивилизация уходит, а отголоски этой цивилизации остаются в виде искусства. Мы уйдем, а искусство останется. Каким я его вижу, трудно сказать. Думаю, что повлияют на искусство будущего и информационные технологии. Однако, на мой взгляд, до сих пор люди хотят видеть живую картину, это по-прежнему востребовано. Я уверен, что искусство будет жить. Оно будет меняться, иметь новые формы, средства выражения, а каким оно будет, жизнь покажет.
— При работе над произведением, думаете ли Вы о том, чтобы оно понравилось зрителю?
— Если работа выполняется на заказ, очень важно сделать так, чтобы человеку понравилось. Когда же находишься в творческом поиске, наверное, об этом меньше всего задумываешься. Больше хочется раскрыть свой внутренний мир, выразить себя. Творческая работа несет больше эгоизма. Я хочу увидеть так — значит, я буду подавать именно таким образом.
— Какие качества необходимы, чтобы состояться в изобразительном искусстве?
— В первую очередь, характер, как и в любой другой сфере. Конечно же, очень важно любить свое дело. На третье место я бы поставил способности.
— Вы преподаете в детской школе искусств. Какие они — современные дети?
— Очень разные, хорошие дети. Всегда хочется, чтобы они поняли нас, а мы — их. В целом я убежден, что и современные дети, и дети нашего времени — все чем-то похожи. В первую очередь, они непосредственны: любят играть, отвлекаться… Не всегда дети любят то, что хочется взрослым. Они, конечно, более развитые в плане информационных технологий. Это в общих чертах. А если подходить индивидуально, то чувствуется, что многим детям не хватает любви и ласки. Родители зачастую заняты своими делами. Многие современные дети не знают, что такое физическая работа, в отличие от детей прошлых поколений.
— От чего Вы хотели бы оградить современных детей?
— От негатива. Хотя в жизни, наверное, все нужно испытать, от всего оградить невозможно. Не зря древние японцы при воспитании детей давали им немножечко обжечься. Нельзя растить ребенка в тепличных условиях. Он должен уметь постоять за себя, уметь себя выразить. Не хочу быть скрягой, но сейчас я очень часто наблюдаю, что некоторые дети совершенно необязательны. Считаю излишним, когда девочка в школьном возрасте пользуется косметикой, имеет экстравагантный маникюр. Бывает и обратная картина, когда учитель допускает излишества в косметике. Отрицательно отношусь к татуировкам на теле. Мне хочется, чтобы дети просто росли в любви, чтобы знали, что такое добро. Очень важно научить детей делать выбор в хорошую, светлую сторону, а, чтобы этому научить, нужно самому стремиться к хорошему. Когда кто-то из родителей выпивает, это ужасно. Хотелось бы оградить детей и от этого, ведь они наблюдают за этим и считают, что пьянство — в порядке вещей.
— Что важнее всего в воспитании детей, на ваш взгляд?
— Очень важно любить детей.
— С позиции отца и педагога, какой совет вы бы дали молодым родителям?
— Трудно советовать. Я сам до сих пор испытываю определенные трудности в воспитании. Любить нужно детей такими, какие они есть, им это очень необходимо.
img_3903Покидаю уютный дом Александра Савченко с приятным чувством, которое рождается в теплой, непринужденной беседе, и искренне желаю этому замечательному человеку в первую очередь крепкого здоровья, неиссякаемого творческого вдохновения, энергии и оптимизма!
Никита ПОЗНЯК.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.