Врач — педиатр из Германии встретился с инвалидами Лепельского района

img_7973 В отделении дневного пребывания для инвалидов территориального центра социального обслуживания населения Лепельского района прошла интересная лекция доктора медицинских наук, врача-педиатра из Германии Кристофа Дембовского. Профессор общался с аудиторией по-немецки, на русский язык переводила лекцию учительница немецкого языка гимназии им. И.М. Ерашова Лариса Докиш.

Кристоф Дембовский состоит в организации «Дома вместо Чернобыля» в течение пятнадцати лет. Как врач, он собирал пожертвования для амбулаторий в Санарочи и Старом Лепеле. Когда амбулатории были готовы, было принято решение выступать с различными докладами в знак сотрудничества и немецко-белорусской дружбы. С 2004 года Кристоф выступал в Беларуси с докладами одиннадцать раз.
— Я очень рад снова быть в гостях в Лепеле. Это уже десятый раз, когда я выступаю перед вами. В 2007 году мы вместе с моим коллегой впервые начали путешествие с лекциями. Предполагается, что это мое прощальное выступление. Но Беларусь и Старый Лепель я навсегда сохраню в своем сердце, — говорит Кристоф. — Сегодня я выбрал тему «Психическое развитие детей». Она особенно интересовала меня в последние годы моей работы, поэтому я очень рад, что сегодня могу вам об этом рассказать.
В ходе лекции Кристоф затронул два аспекта: тему чувств у детей и тему взаимоотношения с детьми, того, как взрослые могут наладить с ними контакт. На первом году жизни у человека развивается пять основных, базовых чувств. Они формируются последовательно, в зависимости от возраста детей: в первые пять месяцев жизни развивается такое чувство, как отвращение, на третьем-шестом месяце — ярость, на четвертом-пятом — радость. С пятого по девятый месяцы развивается чувство страха, с шестого по тридцатый — печали.
Все эти чувства организуют наше совместное проживание. Первоначально восприятие происходит бессознательно, без какого-либо намерения. Благодаря этому мы можем автоматически оценить ситуацию и вести себя в соответствии с ней. Чувства, заложенные в человеке, способствуют выживанию не только индивидуума, но и человечества как вида, зарождению связей между ребенком и окружающими. В дальнейшей жизни чувства способствуют нашей социализации, общению с другими людьми.
На основе базовых развиваются чувства второго порядка: зависть, вина, стыд, ревность, злорадство. Чувства активируются за 140 миллисекунд. А, например, для того, чтобы подумать, человеку нужно одна-две секунды. Благодаря полученным от природы чувствам, мы можем планировать наше поведение и деятельность, вести себя соответственно ситуации при общении с незнакомыми людьми.
— Я хотел бы подчеркнуть, что из всех базовых чувств только радость имеет положительную окраску, остальные же — скорее негативную, — заметил Кристоф Дембовский.
Также каждое чувство провоцирует определенные действия. Например, из-за того, что испытываем страх, мы можем уклониться, убежать от опасности. Из-за чувства ярости появляется желание разрушить опасный объект. Отвращение отвечает за то, воспринимаем мы объект как нечто приятное или неприятное, которое хотели бы от себя удалить. Радость содействует нашему желанию быть ближе к объекту, который мы воспринимаем положительным. Чувство печали проявляется в том, что мы всегда хотим вернуть назад объект, который вызывает у нас положительные эмоции.
Все основные чувства воспринимаются ребенком неосознанно. Они формируются быстро и необратимы. Наше эмоциональное обучение также происходит в ходе общения. В первые месяцы жизни возникает стрессовая память для раннего оповещения об опасности.
Психическое развитие и привязанность тесно связаны между собой. У каждого человека есть генетическая система привязанности — врожденная готовность, с которой может развиваться определенное эмоциональное отношение к основному близкому человеку. Эта система привязанности обеспечивает выживание ребенка. Когда он требует, например, еду, тепло и кров, человек, который соответствующе на это реагирует, становится фигурой привязанности.
Формы привязанности могут быть реализованы, когда ребенок болеет и чувствует себя хуже, чем обычно, когда он устал или чувствует перенапряжение, когда от него слишком много требуют. Также это проявляется при взаимодействии с чужими незнакомыми людьми: например, при походе к врачу ребенку обязательно нужна фигура привязанности. Распознать формы привязанности в поведении можно по стремлению покрепче ухватиться за взрослого, плачу, громкому крику, улыбке как попытке установить контакт.
Если поведенческая привязанность активирована, ребенок чувствует себя в безопасности, получает защиту от взрослого, при помощи фигуры привязанности может преодолеть негативные чувства, такие как страх, печаль. Как же происходит развитие привязанности у детей? Первые три месяца жизни ребенок учится ориентированию в мире, на третьем-шестом месяце — дифференциации людей. Появляются первые привязанности, ребенок ориентируется на знакомых людей и часто кричит, если чужой человек подходит слишком близко. До третьего года жизни выбирает основного, самого близкого человека и формирует активную поведенческую привязанность к нему. С трех лет становятся важными язык, речь, толкование собственных чувств. В пять-шесть лет ребенок начинает понимать и оценивать, как чувствуют себя другие люди.
— Я подхожу к завершению и хотел бы остановиться на нескольких ключевых моментах. Прекрасно, если мы сами разбираемся в наших чувствах, упражняемся в том, чтобы говорить о них, не отрицаем их. Все чувства человек имеет право испытывать, но не все он имеет право реализовывать в действие, — подытожил Кристоф Дембовский.
Главный врач Лепельской ЦРБ Илья Шендалесов поблагодарил Кристофа за содержательный доклад и отметил:
— Эта информация особенно актуальна для родителей, которые воспитывают маленьких детей, учатся взаимодействовать с ними. Но взрослым необходимо понимать и свои чувства, чтобы налаживать контакты и с детьми, и между собой. Ну а чувства плохие, если можно их так назвать, учиться и уметь контролировать.
Елена МАРТИНОВИЧ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.