Словом “учитель” каждый согрет

img_20200305_101749Учителем может стать не каждый, ведь эта профессия требует полной отдачи. Во многих случаях учитель
руководствуется не умом, а сердцем. Сколько же труда и терпения нужно, чтобы из маленьких, непослушных
озорников выросли вдумчивые, стремящиеся к своей цели молодые люди! Это, наверное, даже не профессия,
а длинный жизненный путь, который дано пройти не каждому.
Тридцать лет посвятила педагогике замечательный учитель русского языка и литературы Тамара Кутырло. Расти по карьерной лестнице и достигать хороших результатов непросто. Самый трудный профессиональный путь в сфере образования: помимо обучения и воспитания детей (а их немало), учителя занимаются составлением планов и отчетов, внеурочной деятельностью, готовятся к аттестации, а также постоянно повышают и подтверждают свою квалификацию. Кто работает в образовательном учреждении, знает, что список обязанностей педагога можно продолжить. Тамара Карловна — квалифицированный учитель русского языка и литературы, имеет высшую категорию.
img_6739Каждый раз, встречаясь с этой удивительной женщиной, восхищаюсь ее душевной теплотой, искренностью и умением во всем видеть прекрасное.
— Где прошло ваше детство? — поинтересовалась у Тамары Карловны.
— Я родилась и выросла в Лепеле. Росла в многодетной семье. Нас было четверо — три сестры и брат. Старшая сестра Татьяна связала жизнь с медициной, средняя, Регина, как и я, стала учителем — преподает английский язык в средней школе №1, а наш младший брат — рабочий. Семья наша дружная, поддерживаем теплые взаимоотношения. Обязательно встречаемся всей семьей 7 апреля, на день рождения мамы.
— Как вы пришли в профессию?
— Окончив среднюю школу №1, поступила в Гомельский торговый колледж. Однако спустя месяц обучения поняла, что эта профессия не для меня, и бросила учебу. Вернувшись в родной город, устроилась на работу заготовщиком ювелирных изделий. Нужно было чем-то заниматься до следующего поступления, да и для семьи материальная помощь была не лишней. На следующий год подала документы на филологический факультет БГУ — и успешно сдала вступительные экзамены. Наступил новый этап в моей жизни. Обучение было интересным, многих преподавателей помню и сегодня.
img_6767Педагогика дается не каждому. Вот и моя подружка-однокурсница после прохождения практики поняла, что не хочет быть учителем.
— Вы помните, как прошел ваш первый урок? Поделитесь впечатлениями…
— Мой первый урок прошел в Заборовской базовой школе Лепельского района в 1989 году. Конечно же, это было волнительно. Было сложно, особенно учитывая систему образования в сельских школах на национальном языке. На протяжении всей жизни я благодарна за опыт и терпение директору школы. В то время он был самым старшим в нашем молодом педагогическом коллективе. Мои амбиции и юношеский максимализм погасли при первых сложностях в работе. Учащимся сложно давался русский язык, у двух мальчиков была двойка за четверть, хотя по другим предметам они не отставали. Директор школы сказал: “Два — это тоже отметка, на тройку будем стараться вместе!”. Первые годы работы научили меня терпению и умению слушать других, работать в коллективе.
img_20200305_101545С 1994 года и по сегодняшний день Тамара Карловна преподает в СШ №3 города Лепеля. Первым испытанием для нее в городской школе была проверка тетрадей учеников. Количество учащихся в сельской школе было до 30 человек, а здесь Тамара Карловна вела русский язык и литературу на параллели у трех пятых классов. Вторым испытанием было стать педагогом-предметником, который одновременно осуществляет классное руководство. Ответственность удваивается, объем работы увеличивается. Ведь настоящий классный руководитель — это мудрый воспитатель, который умеет видеть в каждом своем воспитаннике неповторимую, уникальную личность, глубоко изучает каждого учащегося на основе педагогической диагностики, гармонизирует отношения с ним… В текущем учебном году Тамара Карловна является классным руководителем 8 “Б” класса. Это уже четвертый выпуск педагога.
— Как строятся ваши взаимоотношения с учащимися?
— Только на доверии и понимании. Никаких угроз и шантажа. Я не приемлю вызывать у детей чувство страха. Только глубокий интерес учителя к ученикам, изучение их индивидуальных способностей, гуманное отношение к ним, забота об их духовности и физическом развитии позволяют сделать учебно-воспитательный процесс сознательным и целенаправленным. Для детей прошлых поколений были важны некая вертикаль и иерархия: “Есть взрослый, он старше и умнее, а я должен его слушаться”. Самовыражение и высказывание своей точки зрения не поощрялись. Современные дети получили право голоса, они могут разговаривать со взрослыми на равных — и их не накажут за отстаивание личной точки зрения.
Важно, чтобы ребенок не просто выполнил домашнее задание, а чтобы ему в
целом было интересно учиться. Поэтому оценки тоже потеряли былую высокую значимость. Сегодня, если ребенок получил двойку, он может рассчитывать на поддержку и помощь в
семье, а не на ругань и наказание. Конечно, успеваемость и амбициозность все еще важны, но все же они перестали занимать центральное место. Часто можно услышать мнения, что школьные усредненные оценки никак не готовят ко взрослой жизни, а лишь блокируют в детях творческое начало. Еще совсем недавно детей старались занять по максимуму: творчество, иностранные языки… Поколение сегодняшних молодых родителей гораздо больше заботится, чтобы ребенок вырос открытым, мотивированным, а главное — психически здоровым. Казалось бы, нам не угнаться за современными детьми, но нет. Мел и доска — главные инструменты учителя. Даже не используя современные гаджеты, можно вовлечь учащихся в учебный процесс, главное — проявить искренность и открытость.
— Часто ли вы встречаетесь со своими бывшими учениками?
— С трепетом и волнением я готовлюсь к каждой встрече с моими выпускниками. Мои первые выпускники организовали душевную встречу в прошлом году. Очень приятно среди нынешних учеников видеть детей моих первых выпускников. Потому мы общаемся по-родственному. Мне радостно за тех, кто реализовал все свои мечты и планы. В этом году я жду свой третий выпуск на первый и волнительный юбилей, прошло пять лет со дня окончания школы. За этих ребят у меня особая гордость, почти все стали студентами высших учебных заведений. Когда мои давние ученики посещают стены родной школы, это дорогого стоит. Значит, мы заслужили уважение и почет.
— Как же складываются ваши отношения с коллегами?
— В моей жизни всегда был выбор, и мне повезло, что почти всю свою педагогическую деятельность я провела в дружном коллективе средней школы №3. В свое время мне пришлось выбирать между средними школами №3 и №4. О своем выборе нисколько не жалею. Меня здесь встретили очень тепло, с первых дней почувствовала, насколько здесь легко и комфортно. Среди коллег дружеские отношения сложились с Ириной Соколовой и Светланой Хомиченок.
— Тамара Карловна, есть ли у вас, кроме любимой работы, какие-либо увлечения?
— В свободное от работы время я люблю читать и слушать музыку.
К спорту особых пристрастий нет, но люблю пешие прогулки. Путешествия занимают в моей жизни очень важную, и я бы даже сказала — неотъемлемую часть. По натуре я активный человек, который не сидит на месте. Каждая поездка — это словно глоток свежего воздуха. Я уверена в том, что путешествия — это важная составляющая счастливой полноценной жизни, а отдых — неотъемлемая часть плодотворной работы. Без путешествий жизнь превращается в унылую борьбу за существование, а работа без отдыха становится рабством. Люблю южные страны, там, где солнце и тепло. С удовольствием посетила Турцию, Югославию и Черногорию.
А вот в Прибалтике отдых имеет свои особенности. Например, Эстония отличается от соседних стран абсолютно всем: языком, культурой, погодой и укладом жизни. Здесь нет хорошо развитых морских курортов, но зато есть старый город Таллинн, который по праву считается самым аутентичным в Прибалтике. Пожалуй, это мой любимый город. Он покорил меня своей самобытностью и индивидуальностью.
Наша беседа с Тамарой Карловной могла бы длиться бесконечно, потому как она —
интеллигентный, начитанный и интересный собеседник. Самое главное то, что наших детей учит счастливый педагог. Интеллигентность важна для человека всегда. Это очень важно прежде всего для того, чтобы жить счастливо и долго: именно так, долго!
От души благодарю Тамару Карловну за радушную встречу и откровенную беседу. Во время разговора с этой женщиной ощутила приятную теплоту, которая согревает сердце. В преддверии прекрасного весеннего праздника — 8 Марта — от души желаю педагогу долгих и счастливых лет жизни, профессионального роста и благодарных учеников.
Зарина
ВЕРШАЛОВСКАЯ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.