Лепельчанка Елизавета Клавович — участница Международного фестиваля-форума театрального искусства Teatron Line.

О юной артистке Елизавете Клавович на страницах районной газеты мы писали неоднократно. Лиза вот уже 8 лет развивает свои творческие способности в театральном коллективе «Триада» районного центра детей и молодёжи под руководством педагога Елены Добрыдневой. Недавно Елизавета приняла участие в конкурсе чтецов 5-го Международного фестиваля-форума театрального искусства Teatron Line. Своим артистизмом и сценическим мастерством девушка покорила сердца зрителей и впечатлила строгое жюри. Она прочитала со сцены эмоционально наполненное произведение Евгения Евтушенко «Цветы лучше пуль».

На фестивале международного уровня Елизавета выступает уже не первый раз. В прошлом году она поразила зрителей своим выступлением на 5-м Международном фестивале-конкурсе «Творчество без границ», где была удостоена диплома I степени.

В произведении Евгения Евтушенко, выбранном Лизой и её преподавателем Еленой Добрыдневой, поднята очень серьёзная тема, основанная на реальных печальных событиях. По одной из версий, 3 мая 1970 года территория кампуса Кентского университета была оцеплена по приказу Джеймса Аллена Роудса, губернатора Огайо, для удержания студенческих антивоенных движений против ввода американских войск в Камбоджу. Солдатам была дана команда придерживаться политики молчаливого устрашения студентов. В тот день гуляющая по кампусу первокурсница Эллисон Краузе обратила внимание на солдата, который держал в руках винтовку. Из дула торчал цветок сирени… Между девушкой и молодым человеком завязался разговор, который был прерван подходящим офицером. Он сделал выговор солдату, схватил цветок и собирался бросить его на землю, но Эллисон перехватила сирень.

«Что случилось с миром? — крикнула она. — Цветы ведь лучше пуль!»

На следующий день девушка погибла от смертельного ранения во время силовой акции со стороны Национальной гвардии в университете. Произошло это 4 мая 1970 года.

18 мая 1970 года советский поэт Евгений Евтушенко опубликовал в газете «Правда» стихотворение «Цветы лучше пуль» в память об Эллисон Краузе.

— Елизавета, почему ты выбрала стихотворение Евгения Евтушенко «Цветы лучше пуль?»

— Со стихами Евгения Евтушенко я познакомилась в рамках школьной программы, автор меня очень заинтересовал. Начала знакомиться с его работами более подробно и обратила внимание на стихотворение «Цветы лучше пуль». Помню, много раз его перечитывала, стараясь проникнуться описанными событиями и эмоциональной окраской произведения, уловить его ритм и мелодию. Это стихотворение запало мне в душу. Со своим педагогом Еленой Добрыдневой мы его тщательно проработали. Прошлой зимой, когда нас пригласили принять участие в фестивале, я точно знала, что буду читать именно это произведение. Однако в связи с эпидемиологической ситуацией фестиваль проводился осенью. За это время сильно изменилась обстановка в стране. Этого мы никак не могли ожидать, но менять произведение не стали, ведь на работу над ним было потрачено много времени и сил. Мне хочется донести, что мой выбор никак не связан с политической обстановкой в нашей стране. Заложенный в это произведение смысл и посыл актуальны для всего мира.

Действительно, этому произведению уже 50 лет, но слова, написанные автором, к сожалению, не утратили своей актуальности и в наши дни. За выступлением Елизаветы наблюдал по видеозаписи. Признаюсь, сначала относился к этому скептически. «Что может быть трудного в том, чтобы прочесть стихотворение?» — думал я. Однако, увидев выступление юной артистки, понял, что глубоко ошибался. Обращение Елизаветы к зрителю заставило меня проникнуться произведением. Каждое слово девушки будто бы пронзало меня изнутри, заставляло эмоционировать и проживать описанные автором события всем сердцем. Ещё несколько часов я обдумывал услышанное, был в глубоких размышлениях и чувствовал всю боль, содержащуюся в словах. В связи с этим у меня возник вопрос к Лизе:

— Какой вывод, на твой взгляд, должен сделать зритель, познакомившись с произведением «Цветы лучше пуль»?

— Сложно сказать, все люди разные и каждый сделает из услышанного свои выводы. Для меня же главный вывод в том, что каждому человеку пришло время провести работу над ошибками и сделать свой выбор в пользу мира во всём мире, ведь цветы лучше пуль, не так ли?

— С этим трудно не согласиться. Выход на сцену, как известно, является волнующим и тревожным моментом для артиста. Как справиться с нарастающим волнением?

— Когда я выхожу на сцену, у меня открывается второе дыхание. Сцена для меня — это место силы. Присутствует некая магия выхода, когда страх сменяется воодушевлением. Волнение проявляется раньше, примерно за 5 минут до выхода. Я делаю глубокий вдох, закрываю глаза, настраивая себя на выступление, и выхожу на сцену. На сцене же лично для меня волнению нет места. Мне очень нравится то, что я делаю. Выходя на сцену, я получаю огромный заряд энергии, ощущаю прилив сил и нарастающую уверенность в себе. Я иду не за тем, чтобы победить, а для того, чтобы испытать эмоциональный заряд и удовольствие от любимого дела. Признаюсь, во время моих первых выступлений случались моменты, когда от страха я просто отворачивалась от зрителей.

— Что же ты ощущала во время своего выступления на Международном фестивале?

— Признаюсь, что сильно волновалась во вступительной части. Там ведётся монолог о том, какие события легли в основу стихотворения и рассказывается о причине моего выбора. Когда же от вступительной части я перешла к основной, волнение тут же пропало.

— Поделись своими впечатлениями от выступления на престижном конкурсе.

— Признаюсь честно: выступив с таким сложным произведением на сцене, ощутила множество различных эмоций. Во время репетиций мы с педагогом, конечно же, обращаем внимание на каждую мелочь, сопутствующий жест, каждую эмоцию. В определённый момент понимаешь, как себя вести, а собственные слова проносятся вибрацией по всему телу. Таким образом не рассказываешь стихотворение, а проживаешь его на сцене. Это выступление оставило большой след в моей душе. И пусть я не получила призовое место, своей работой очень довольна, а щедрые аплодисменты зрителей и положительные отзывы членов жюри для меня стали высшей наградой. Главное то, что мне удалось заглянуть в сердце зрителя.

— Елизавета, как тебе удаётся привлечь внимание зрителей?

— Как говорится, всё гениальное просто. Чтобы заинтересовать аудиторию, важно быть искренней с собой, зрителем и безоговорочно верить в то, что говоришь со сцены. В текст необходимо вложить свою душу и распахнуть её перед зрителем.

Бесспорно, репетиции играют огромную роль в жизни любого артиста, немногие знают, что на самом деле стоит за этим процессом. Ведь выходу на сцену с выступлением длительностью в несколько минут предшествуют месяцы подготовительной работы. Только вдумаетесь!

— Как же проходит подготовка к подобным конкурсам?

— На первом этапе происходит выбор произведения. Существует множество способов подбора по различным критериям. Для меня же важно, чтобы стихотворение запало мне в душу, чтобы от его прочтения по спине пробежали мурашки. Произведение также должно соответствовать конкурсу, быть сложным и поднимать серьёзные темы. Затем мы многократно его прочитываем, попутно разбирая слова и расставляя ударения. Этот процесс называется орфоэпией. Далее необходимо поработать над характером произведения, подбирая интонационную окраску и определяя логику чтения, продумывая, где нужно делать паузы. На завершающем этапе, когда вышеназванное сделано, ведутся поиск пластики роли, отрабатываются движения и жесты. Этот процесс очень трудоёмок, требует большой усидчивости, настойчивости и многократных репетиций. Читать стихи не так просто, как многим может показаться.

* * *

Окончание фестиваля стало для Елизаветы приятной неожиданностью. Выступление юной девушки затронуло сердца зрителей, многие из них лично поздравили артистку. Члены жюри также не остались в стороне и пророчили Елизавете светлое будущее в профессии, посоветовали ни в коем случае не останавливаться на достигнутом.

Приятно отметить, что Елизавета Клавович приняла участие и в нескольких республиканских конкурсах, где стала лауреатом I степени. 4 июня текущего года по решению Витебского областного отделения РОО «Белорусский детский фонд» Елизавете присуждена ежегодная премия за высокие достижения в области культуры и искусства в размере 300 белорусских рублей.

Никита ПОЗНЯК

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.