Музыка — это гармония души: откровенный разговор с педагогом

Что объединяет в себе музыка? Она окружает нас повсюду. Мы с удовольствием слушаем классические произведения, слышим музыку с экранов телевизоров, по радио, в интернете, вновь и вновь возвращаемся к полюбившимся мотивам.

Однако мы нечасто задумываемся, что музыка может выполнять воспитательную и даже идеологическую задачи. Музыканты, которые занимаются обучением и воспитанием детей, помогают им познавать многогранный мир через призму пронзающих душу мелодий.

Любовь Карапетян не представляет своей жизни без музыки. С раннего детства девушка любила петь. Поэтому и поступила в Лепельскую детскую школу искусств, где проходила обучение по классу фортепиано. В мире музыкального творчества перед девушкой открылось множество интересных и ярких страниц, ведь именно музыка обогащает внутренний мир человека, позволяет высказать то, что невозможно передать словами. После окончания 9 классов Любовь успешно поступила в Новополоцкий государственный музыкальный колледж по специальности хоровик-дирижёр. Сегодня же девушка делает первые шаги в любимой профессии — сама является педагогом в родной школе искусств.

— Чем для вас близка работа педагога?

— Я люблю свою профессию, потому что мне нравится всё, что связано с музыкой. Когда же я поступала в музыкальный колледж, очень хотела связать свою жизнь с пением. Поэтому специальность хоровика-дирижёра оказалась для меня ближе всех.

Пение — это моё увлечение с детства. Я участвовала в художественной самодеятельности, с удовольствием выступала на сцене. Поскольку в то время в детской школе искусств класса вокала не было, я решила заниматься игрой на фортепиано.

— Расскажите, пожалуйста, более подробно о своей работе.

— Я преподаю несколько предметов. Это хоровое пение, вокал, постановка голоса, а также музыкальная грамота. Каждое занятие разделяется на несколько частей. Например, занятие по хоровому пению состоит из организационной части, дыхательной гимнастики, упражнений на распевание, вокально-хоровой работы и заключительной части. Каждая часть — это набор различных упражнений. Если хоровое пение, постановка голоса и вокал требуют практических занятий, то музыкальная грамота — это теоретический предмет, где дети знакомятся с основными элементами музыкального языка. Однако моя миссия заключается в том, чтобы привить детям любовь к музыке и приоткрыть дверь в богатый и многогранный мир этого направления искусства.

— Наверное, как и в каждой работе, в вашей возникают трудности?

— Возможно, из-за нехватки опыта мне нелегко поддерживать дисциплину. У детей очень быстро угасает внимание, особенно к дисциплинам, которые требуют теоретических знаний. Поэтому нередко переживаю, когда у меня не получается их заинтересовать. Стараюсь сделать занятия более интересными, провожу уже привычные для детей упражнения в игровой форме. Ребятам это очень нравится, и такой формат занятий на некоторое время возвращает их внимание.

— На ваш взгляд, можно ли научить петь любого человека?

— Абсолютно любого, но при условии, что не нарушены речевые функции. Многие считают, что если с детства не занимался пением, то научиться петь, например, в 30 лет, уже невозможно. Это миф! Научить человека петь можно в любом возрасте. Однако чем ученик моложе, тем проще и быстрее ему поставить голос. В детском возрасте голосовые связки ещё эластичны. При регулярном пении голосовой аппарат перестраивается и приспосабливается, а это способствует хорошему результату. Если же учить петь взрослого человека, на это уйдёт больше времени.

— Многие считают, что преподаватель музыки — это человек сдержанный, строгий, тактичный и пунктуальный. А каким педагогом считаете себя вы?

— Стараюсь быть педагогом, в меру строгим и мягким, сдержанным и эмоциональным, тактичным и резким. Стремлюсь создать такие отношения в классе, чтобы дети доверяли мне.

— Думаю, что у вас покинули много приятных воспоминаний студенческие годы…

— Безусловно. На 1-м курсе основная часть программы обучения состояла из общеобразовательных предметов. Специализация включала лишь дирижирование, постановку голоса, фортепиано, музыкальную литературу и сольфеджио. Особый интерес к учёбе появился только на 2-м курсе. Много внимания уделяла специальным предметам, таким как хороведение, хоровая литература, гармония, вокал, углубленно изучала музыкальную литературу, сольфеджио, аранжировку и другие предметы.

Поскольку я очень любила петь, мне нравились все предметы, связанные с пением. С удовольствием занималась постановкой голоса и игрой на фортепиано. А вот посещать дирижирование мне нравилось меньше всего.

— Сложно было учиться?

— Некоторые трудности возникали. Дело в том, что когда я поступила в колледж, программа обучения была усложнена. Требования значительно выросли, и нам приходилось их выполнять. Иногда были трудными теоретические занятия — гармония и сольфеджио. Мне же больше нравилось проявлять знания на практике.

— Интересно узнать, в чём отличие сольфеджио и гармонии?

— Гармония изучает строение и сочетание аккордов. Важно иметь чёткое представление о музыкальном звуке, ритме, темпе, метре, тональности, хроматике, фактуре и многом другом. Основа гармонии — это созвучие, аккорд. Самое главное — освоить правила построения, соединения аккордов и грамотно их применять. Это похоже на решение математической задачи. Сольфеджио — это дисциплина, предназначенная для развития музыкального слуха и памяти. На сольфеджио, в первую очередь, мы активно развиваем слух — учим распознавать те элементы музыкального языка, из которых и складывается композиция. Следующий этап — воспроизведение, то есть пение и игра на фортепиано тех же музыкальных элементов самими учениками.

— Какой эпизод из студенческой жизни вам наиболее запомнился?

— Не могу забыть государственный экзамен по дирижированию. Это особая, волнующая атмосфера, высокий уровень ответственности, ведь пришлось руководить целым хором. На всю жизнь остались в памяти трогательные минуты: на сцену выходит хор, в зрительном зале — серьёзные члены государственной комиссии. Конечно же, я очень сильно волновалась. Мне необходимо было отдирижировать 2 произведения, одно из которых —- а капелла. И вот я выхожу в зал, становлюсь перед хором, а сердце замирает… Ещё секунда, взмах рукой — и голоса пронизывают насквозь. В какой-то момент я поймала себя на мысли, что с участниками хора стала одним целым, растворилась в них. Те эмоции и чувства сложно передать словами, они принесли мне значительный опыт.

— Многие люди недооценивают роль дирижёра, считают, что его работа не настолько важна…

— Конечно же, нет! Роль дирижёра далеко не декоративная. Дирижёр — это прежде всего человек, который даёт акценты музыкальным композициям через собственное восприятие произведений. Он может менять тональности, продлевать паузы или акцентировать внимание слушателей на определённых инструментальных партиях. Иными словами, дирижёр оркестра — это музыкальный аналог режиссёра постановки. Оба имеют исходный материал произведения, но вносят в него своё мировосприятие.

Никита ПОЗНЯК

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.