Дорожные артерии в зеленом царстве на Лепельщине

Тема дорог всегда самая обсуждаемая среди граждан. Мы привыкли оценивать состав полотна, наличие ям и выбоин, ровность поверхности и многое другое. Обычно тема касается транспортных артерий в населенном пункте и междугородних. Но есть еще дороги, о существовании которых многие и не знают. Они находятся в лесных массивах и именуются как лесохозяйственные. При их возведении учитываются такие важные моменты, как наличие краснокнижных растений, воздействие на окружающую среду, входит ли местность в особо охраняемую территорию, наличие водных ресурсов и многое другое.
Так, Лепельский лесхоз Витебского производственного лесохозяйственного объединения в этом году ведет строительство трех дорог, тем самым продолжает инвестировать в расширение дорожной сети.
Вместе с начальником лесного отдела Андреем Старинским посетили необычные строительные объекты и узнали много интересного.
— За последние 10 лет в нашем районе проложено более 45 километров лесохозяйственных дорог. В 2021 году ведется строительство 17,2 километра транспортных артерий.
Возводятся дороги из деревни Иван Бор (Красный Октябрь) в Краснолучку (сдается на днях), из Медведовки на Новины (сдается в конце ноября) и еще одна — на границе Лепельского и Чашникского районов, недалеко от деревни Добромысли в сторону Дворище. Дорожная артерия находится на территории Краснолукского лесничества и будет введена в эксплуатацию в начале 2022 года.
Экскаваторы, бульдозеры, каток, грейдера, самосвалы, погрузчики — какая там только не работает техника. В Стайском лесничестве сейчас трудятся работники КУП “Витебскоблдорстрой” в лице генподрядчика филиала “Лепельское ДРСУ-202”, в Волосовичском — КУП “Витебскмелиоводхоз” в лице генподрядчиков ГП “Лепельское ПМС” и “Бешенковичское ПМС”, в Краснолукском лесничестве — “Лепельское ПМС” и “Чашникское ПМС”.
Масштабы строительства сложно оценить на цифрах. Вроде, не такая и большая протяженность. Но сколько сил и средств для этого понадобилось, мы и представить себе не можем. На один километр дороги затраты составляют около 200 тысяч рублей.
Все очень атмосферно, когда ты попадаешь на сам объект. Вместе с Андреем Викторовичем направляемся в сторону Волосович, где на просторах лесофонда Волосовичского и Слободского лесничеств скоро появится просторная дорога «Деревня Краснолучка — деревня Красный Октябрь». На момент моего посещения строительство подходило к финишной прямой. Протяженность «желтого» полотна составляет 6 километров 312 метров, ширина — 6 с половиной метра. Выглядит внушающее, тем более что построена она за 3,5 месяца.
Надо отметить, что стандартная ширина дорожного полотна — 5 метров. А такое расширение позволит увеличить проходимость массивной спецтехники и даст возможность машинам разъезжаться без необходимости сворачивать в специальный «карман», чтобы уступить путь.
— Это сколько понадобилось гравия, чтобы отсыпать такой огромный участок?
— Для отсыпки земполотна используются близлежащие к будущей дороге внутрихозяйственные карьеры, откуда и привозится природный материал, — говорит Андрей Викторович.
Посетили мы и Стайское лесничество, где ведется строительство дороги из Медведовки на Новины протяженностью 5 километров 490 метров. Гул больших машин не стихает здесь до темна. Оно и понятно, нужно успеть в сроки — осталось чуть больше месяца до введения в эксплуатацию.
Особенно меня там заинтересовал экспериментальный участок длиной 886 метров, где также скоро начнется строительство. Что в нем особенного? А то, что будет применен модификатор кристаллизатор грунта. Такая технология укрепления существенно повышает прочность дорожного основания, влагостойкость и морозостойкость. Особенно это актуально для болотистой местности.
Как мы уже в вначале отмечали, протяженностью 5 километров 367 метров ведется строительство дороги на территории Краснолукского лесничества, где настоящее нетронутое царство, которое нуждается в охране от нарушителей, вредителей леса и, конечно, пожаров. Раньше, чтобы добраться до некоторых мест, нужно было делать большой объезд, сейчас будет все намного удобнее.
Еще совсем недавно на названных участках была зелень, а сегодня — прямой путь, очень нужный работникам лесного хозяйства и людям.
Пока позволяет погода, специалисты укрывают почти готовую дорогу песчано-гравийной смесью, укатывают, чтобы выдерживала любую технику и нагрузку.
Сказать, что все идет гладко — нельзя. На болотистых труднопроходимых участках, где торф достигает глубины более 3 метров, укладываются слани — лес поперек дороги, затем геотекстильное полотно, чтобы грунт не просыпался через бревна, следом — песчано-гравийная смесь.
Также встречаются препятствия в виде рек. Например, при строительстве дороги из Медведовки на Новины на участке протекает река Сергуч. В этом месте были уложены 2 трубы по 1,4 метра в диаметре, и только потом песчано-гравийная смесь.
Стоит добавить, что позже на вырубленных участках появится молодая поросль. В лесхозе особенно понимают, что природное богатство надо восстанавливать.
— При наличии лесной дороги требуется дополнительная техника, а также увеличиваются расходы на ее содержание…
— Это так. Чтобы обеспечить надлежащее содержание лесных дорог в период эксплуатации, у нас есть специальная техника.
За любой дорогой нужен уход: грейдирование проезжей части и откосов, своевременное устранение размывов откосов дорог, обкашивание обочины и кюветов дорог, вырубка кустарниковой и древесной растительности. На все это требуются дополнительные средства. Но в то же время появление этих транспортных артерий просто необходимо для освоения ежегодно увеличивающейся расчетной лесосеки, своевременного проведения лесовосстановительных работ и мероприятий по борьбе с болезнями и вредителями леса, а также ликвидации лесных пожаров.
Экономическая целесообразность в нашей работе — прежде всего!
Кроме этого, лесохозяйственными дорогами будут пользоваться и другие отрасли, да и просто граждане нашего района. Так, например, в 2019 году была построена дорога возле Гадивли, которую очень полюбили местные грибники и ягодники.
Для справки: Объемы строительства лесохозяйственных дорог регулируются действующей государственной программой «Белорусский лес». Витебское государственное производственное лесохозяйственное объединение в этом году построит 8 лесохозяйственных дорог общей протяженностью около 37 километров. Главой государства поставлена задача ежегодно строить не менее 100 километров лесохозяйственных дорог, и свыше трети из них в этом году появятся в северном регионе.
Также хочется отметить, что в следующем году планируется строительство дороги в Кащинском лесничестве протяженностью 16 километров, а в 2023 году — в Заозерском лесничестве 11,8 километра и Слободском — 6,5 километра.
Наталья Храповицкая.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.